Текст письма опубликован
"Документы и комментарии", 2006, N 22
"Нормативные акты для бухгалтера",
2006, N 22
"Консультант", 2006, N 24
Проблемная ситуация: Об отсутствии
оснований для учета организациями - оптовыми продавцами в составе расходов,
учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, расходов в
виде платы организациям розничной торговли за факт заключения договора
поставки, за поставку товаров во вновь открывшиеся магазины, включение товаров
в ассортимент, размещение товаров на полках, выделение для них постоянного и
(или) дополнительного места в магазине.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 октября 2006 г. N 03-03-02/247
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 31.08.2006 N 01-2-02/905
по вопросу учета в целях налогообложения прибыли расходов в виде платы за
услуги, оказываемые организациями розничной торговли, и сообщает следующее.
При определении налоговой базы по налогу
на прибыль налогоплательщик - российская организация уменьшает полученные
доходы на сумму произведенных расходов в порядке, предусмотренном гл. 25
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
При этом ст. 252 Кодекса предусмотрены
критерии, в соответствии с которыми осуществленные затраты (за исключением
расходов, указанных в ст. 270 Кодекса) признаются расходами для целей
налогообложения и учитываются при определении налоговой базы по налогу на
прибыль.
Так, расходами
признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях,
предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные)
налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются
экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными
расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в
соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются
любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности,
направленной на получение дохода.
В вашем письме указывается, что в
настоящее время приобрела массовый характер практика заключения договоров между
оптовыми продавцами и крупными организациями розничной торговли, обеспечивающих
оговоренное сторонами месторасположение товара определенного наименования в
конкретном месте торгового зала. При этом товар этого наименования уже
принадлежит розничному продавцу на праве собственности, полученному по договору
поставки с оптовым продавцом.
В соответствии со ст. 506 Гражданского
кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик-продавец,
осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в
обусловленный срок или сроки производимые или
закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской
деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным
подобным использованием.
Кроме того, в
соответствии с положениями ст. 494 Гражданского кодекса Российской Федерации
выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров,
демонстрация образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах
(описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признается
публичной офертой в рамках договора розничной купли-продажи.
Таким образом, плата поставщика-продавца
покупателю товаров за их размещение на полках магазинов в оговоренном месте не
связана с возникновением у покупателя обязанности передать
поставщику имущество (имущественные права), выполнить работы или оказать услуги
в рамках договора поставки. Соответственно, затраты поставщика-продавца по
оплате действий покупателя - организации розничной торговли, производимых
последним в рамках договора розничной купли-продажи, не могут рассматриваться
как экономически обоснованные расходы для целей налогообложения прибыли.
Затраты в виде
платы покупателю за сам факт заключения с поставщиком-продавцом договора
поставки, затраты в виде платы поставщиком-продавцом покупателю за поставку
товаров во вновь открывшиеся магазины торговой сети, включение товарных позиций
в ассортимент магазинов, размещение товаров на полках магазинов, выделение для
них постоянного и/или дополнительного места в магазине также не могут быть
учтены в составе расходов для целей налогообложения прибыли. Указанные операции осуществляются в рамках деятельности
покупателя (магазина) по оказанию услуг розничной торговли и не связаны с
деятельностью поставщика-продавца.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
М.А.МОТОРИН
17.10.2006