Проблемная ситуация: Крестьянское фермерское хозяйство
(КФХ) зарегистрировано в качестве юридического лица в 1994 г. КФХ применяет
общую систему налогообложения. Наемный труд в деятельности КФХ не используется.
Заработная плата главе и членам КФХ начисляется в виде натуральных выплат
продукцией собственного производства. В отделении ПФР глава и члены КФХ состоят
на учете как индивидуальные предприниматели. Что является налогооблагаемой
базой для начисления ЕСН: выплаты членам и главе КФХ или сумма дохода,
полученная КФХ по итогам отчетного периода? Какие ставки следует применять для
начисления ЕСН: для налогоплательщиков-сельхозпроизводителей или для
налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей? По какой форме следует
представлять декларацию по ЕСН: по форме для организаций, производящих выплаты
физическим лицам, или по форме для индивидуальных предпринимателей, глав КФХ?
Правомерно ли требование отделения ПФР уплачивать страховые взносы на
обязательное пенсионное страхование за главу и членов КФХ в виде фиксированного
платежа? Что является налогооблагаемой базой для начисления НДФЛ: выплаты
членам и главе КФХ или сумма дохода, уменьшенная на сумму произведенных
расходов, полученная КФХ по итогам налогового периода?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 октября 2006 г. N 03-05-02-04/165
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо крестьянского фермерского
хозяйства (далее - КФХ) и сообщает следующее.
Правовые, экономические и социальные
основы создания и деятельности КФХ определены Федеральным законом от 11.06.2003
N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Федеральный
закон N 74-ФЗ).
Единый социальный налог
Согласно пп. 2
п. 1 ст. 235 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях исчисления
и уплаты единого социального налога члены КФХ приравниваются к индивидуальным
предпринимателям.
В соответствии с п. 2 ст. 236 Кодекса
объектом налогообложения единым социальным налогом для индивидуальных
предпринимателей признаются доходы от предпринимательской либо иной
профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Для налогоплательщиков - членов КФХ
(включая главу КФХ) из дохода исключаются фактически произведенные указанным
хозяйством расходы, связанные с развитием КФХ.
Согласно п. 2 ст. 15 Федерального закона
N 74-ФЗ каждый член КФХ имеет право на часть доходов, полученных от
деятельности КФХ в денежной и (или) натуральной форме, плодов, продукции
(личный доход каждого члена КФХ). Размер и форма выплаты каждому члену КФХ
личного дохода определяются по соглашению между членами КФХ.
При этом согласно пп.
6 п. 3 ст. 4 Федерального закона N 74-ФЗ порядок распределения полученных от
деятельности КФХ плодов, продукции и доходов также устанавливается соглашением
о создании КФХ.
С учетом изложенного объект
налогообложения по единому социальному налогу каждого члена КФХ может быть
определен только после распределения доходов между его членами.
Таким образом, обложению единым
социальным налогом у членов КФХ подлежит сумма дохода, распределенная им после
окончания налогового периода.
При этом объект обложения единым
социальным налогом определяется отдельно по каждому члену КФХ с учетом
положений пп. 5 п. 1 ст. 238 и пп.
3 п. 1 ст. 239 Кодекса.
Поскольку в целях исчисления и уплаты
единого социального налога члены КФХ приравниваются к индивидуальным
предпринимателям, то для исчисления данного налога применяются ставки,
указанные в п. 3 ст. 241 Кодекса.
Налоговая
декларация по единому социальному налогу представляется в налоговый орган
главой КФХ по форме, утвержденной Приказом МНС России от 13.11.2002 N
БГ-3-05/649 "Об утверждении форм Налоговых деклараций: по единому
социальному налогу для индивидуальных предпринимателей; глав крестьянских
(фермерских) хозяйств, адвокатов; о предполагаемом доходе, подлежащем обложению
единым социальным налогом, для индивидуальных предпринимателей; глав крестьянских (фермерских) хозяйств и Инструкций по их
заполнению".
Вопрос уплаты членами КФХ страховых
взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа
относится к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Налог на доходы физических лиц
В соответствии с п. 3 ст. 23 Федерального
закона N 74-ФЗ КФХ, которые созданы как юридические лица в соответствии с
Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском)
хозяйстве", вправе сохранить статус юридического лица на период до 1
января 2010 г.
На такие КФХ нормы Федерального закона N
74-ФЗ, а также положения иных нормативных правовых актов Российской Федерации,
регулирующих деятельность КФХ, распространяются постольку, поскольку иное не
вытекает из Закона РСФСР от 22.11.1990 N 348-1, иных нормативных правовых актов
Российской Федерации или существа правоотношения.
Как следует из письма, КФХ было
зарегистрировано в 1994 г. как юридическое лицо в соответствии с действующим в
тот момент законодательством. Данный статус КФХ, в соответствии с п. 3 ст. 23
Федерального закона N 74-ФЗ, сохраняется до 1 января 2010 г.
В соответствии с п.
1 ст. 226 Кодекса российские организации, от которых или в результате отношений
с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 Кодекса,
обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога,
исчисленную в соответствии со ст. 224 Кодекса, с учетом особенностей,
предусмотренных ст. 226 Кодекса.
Согласно п. 2 ст.
226 Кодекса исчисление сумм и уплата налога в соответствии со ст. 226 Кодекса
производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых
является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых
исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. ст. 214.1, 227
и 228 Кодекса с зачетом ранее удержанных сумм налога.
Таким образом, в целях исчисления налога
на доходы физических лиц КФХ, осуществляющее свою деятельность как юридическое
лицо на основании п. 3 ст. 23 Федерального закона N 74-ФЗ, признается налоговым
агентом в отношении доходов, выплачиваемых членам КФХ.
На такое КФХ возлагается обязанность по
исчислению и уплате сумм налога на доходы физических лиц, удержанных с
выплачиваемых членам КФХ доходов.
Согласно п. 1 ст. 210 Кодекса при
определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все
доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной
формах, или право на распоряжение которыми у него
возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в
соответствии со ст. 212 Кодекса.
В соответствии с п.
1 ст. 211 Кодекса при получении налогоплательщиками дохода от организаций и
индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ,
услуг), иного имущества налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ,
услуг), иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке,
аналогичном предусмотренному ст. 40 настоящего Кодекса.
Данные доходы подлежат обложению налогом
на доходы физических лиц по налоговой ставке 13 процентов согласно п. 1 ст. 224
Кодекса.
Согласно п. 3 ст. 210 Кодекса для
доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13 процентов,
установленная п. 1 ст. 224 Кодекса, налоговая база определяется как денежное
выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму
налоговых вычетов, предусмотренных ст. ст. 218 - 221 Кодекса.
Кодекс не предусматривает возможности
уменьшения подлежащей обложению налогом на доходы физических лиц налоговой базы
на расходы, производимые КФХ.
Таким образом, доходы в натуральной форме
членов и главы КФХ, полученные ими в результате деятельности данного хозяйства,
являющегося юридическим лицом, подлежат обложению налогом на доходы физических
лиц по ставке 13 процентов без уменьшения их на расходы КФХ.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
24.10.2006