Проблемная ситуация: О некоторых вопросах исчисления и
уплаты земельного налога.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 24 октября 2006 г. N 21-4-04/448@
Федеральная налоговая служба рассмотрела
письмо и сообщает, что ввиду множественности обозначенных в нем вопросов данное
письмо требовало детальной проработки.
По результатам рассмотрения сообщаем
следующее.
Статьей 394
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлен
максимальный размер налоговых ставок для исчисления земельного налога, при этом
ставка в размере 0,3 процента установлена в отношении земельных участков,
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон
сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для
сельскохозяйственного производства, занятых жилищным фондом и объектами
инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленных для жилищного строительства, предоставленных для личного подсобного
хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства; а ставка в размере
1,5 процента установлена в отношении прочих земельных участков.
Закон г. Москвы от
24.11.2004 N 74 "О земельном налоге" определил налоговую ставку в
размере 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям в
составе зон сельскохозяйственного использования и используемых для
сельскохозяйственного производства, а также земельных участков, предоставленных
для ведения личного подсобного хозяйства и дачного хозяйства, садоводства,
огородничества или животноводства, кроме того, определил ставку в размере 0,1
процента в отношении
земельных участков, занятых автостоянками долговременного хранения.
По смыслу ст. 394 Кодекса данные категории
земельных участков относятся к категории прочих земельных участков.
Таким образом, индивидуальные
предприниматели при заполнении разд. 2 налоговой декларации по земельному
налогу по данным категориям земельных участков должны руководствоваться следующим
порядком: по строке 030 должен быть указан код категории земель - 003002000100
(прочие земельные участки), а по строке 220 указывается налоговая ставка в
размере 0,3 либо 0,1 процента.
Присвоение данным категориям земель
отдельных кодов нецелесообразно, так как информация, содержащаяся в налоговых
декларациях, представляемых индивидуальными предпринимателями, при формировании
отчета 5 МН отражается в графе для юридических лиц.
В отношении предложений, указанных в
основной части письма, сообщаем следующее.
1. Пунктом 2 ст. 391 Кодекса установлено,
что налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей
собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками
признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.
Пунктом 5 ст. 391
Кодекса определено, что налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом
сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного
муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга)
в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном
(бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении определенных в
данном пункте ст. 391 Кодекса категорий налогоплательщиков.
При исчислении земельного налога доля налогоплательщика
в праве на земельный участок должна применяться к кадастровой стоимости
земельного участка, а не к не облагаемой налогом сумме.
Данное положение реализовано в программе
ПК "ЭОД", поэтому уточнение алгоритма расчета земельного налога в
этой части не требуется.
2. Глава 31 "Земельный налог"
Кодекса прямо не устанавливает зависимость уменьшения налоговой базы на не
облагаемую налогом сумму (вычет) от количества календарных месяцев, в которых
налогоплательщик имел право на налоговый вычет.
Таким образом, учитывая п. 7 ст. 3
Кодекса, налоговый вычет применяется вне зависимости от периода владения
земельным участком и периода времени, когда у налогоплательщика появилось право
на уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму.
3. В ПК "ЭОД" реализовано, что
в случае превышения не облагаемой налогом суммы кадастровой стоимости
земельного участка налоговая база равна нулю.
4. В информационных ресурсах по расчету
земельного налога могут быть предусмотрены дополнительные функции, позволяющие
собирать какую-либо статистическую информацию о земельных участках и
налогоплательщиках, включая размер налога, не поступившего в бюджет в
результате реализации прав налогоплательщиками на вычет и льготы.
5. В отношении п. п. 4, 6, 7 и 9 основной
части письма сообщаем, что данные предложения были учтены при внесении
корректировок в алгоритм расчета земельного налога, реализованного в ПК
"ЭОД".
6. Вопросы об
обязанности уплаты земельного налога организациями и физическими лицами, не
оформившими правоподтверждающие документы на
фактически используемые земельные участки, и о порядке уплаты налога в случае
отсутствия кадастровой стоимости земельного участка были разъяснены Письмами
ФНС России от 02.03.2006 N ГВ-14-21/33дсп и Минфина России от 12.05.2006 N 03-06-01-02/21,
от 06.06.2006 N 03-06-02-02/75 (разъяснения доведены до налоговых органов
Письмами ФНС России от 21.07.2006 N ММ-6-21/714@ и от
18.07.2006 N ММ-6-21/684@).
В отношении вопроса об обязанности уплаты
земельного налога организациями и физическими лицами, не оформившими правоподтверждающие документы на фактически используемые
земельные участки, необходимо иметь в виду следующее.
Статьей 8
Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть
вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие
законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу
отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской
Федерации" установлено, что в случае отсутствия в Едином государственном
реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о существующих
правах на земельные участки
налогоплательщики определяются на основании государственных актов, свидетельств
и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных как физическим,
так и юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997
N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и
сделок с ним", либо на основании актов, изданных органами государственной
власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в
порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких
актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
К таким документам относятся:
- свидетельство о государственной регистрации
права по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации
от 18.02.1998 N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого
государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
- свидетельство о праве собственности на
землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от
27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной
реформы в России";
- государственный акт на право
собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного
(постоянного) пользования землей по формам, утвержденным Постановлением Совмина
РСФСР от 17.09.1991 N 493 "Об утверждении форм государственного акта на
право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного
(постоянного) пользования землей;
- свидетельство о праве собственности на
землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации
от 19.03.1992 N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве
собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения
и договора временного пользования землей сельскохозяйственного
назначения";
- акты, изданные органами государственной
власти или органами местного самоуправления (постановления, распоряжения,
решения и другие) в рамках их компетенции и в порядке, установленном
законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их
издания, о предоставлении земельных участков.
Таким образом, земельный налог
уплачивается по тем земельным участкам, в отношении которых на организации и
физических лиц зарегистрированы указанные права либо имеются соответствующие
акты (постановления, распоряжения, решения и другие), изданные органами
государственной власти или органами местного самоуправления, о предоставлении
земельных участков.
По вопросу уплаты земельного налога в
случае отсутствия кадастровой стоимости земельного участка следует
руководствоваться позицией Минфина России, изложенной в Письме от 06.06.2006 N
03-06-02-02/75, доведенном до управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации
(Письмо ФНС России от 18.07.2006 N ММ-6-21/684@).
Указанным Письмом Минфина России, в
частности, сообщалось следующее.
Если результаты государственной
кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января календарного года не
утверждены в установленном порядке до 1 марта этого года, то в отношении этих
земельных участков авансовые платежи и земельный налог не уплачиваются до их
утверждения.
В отношении таких земельных участков
налогоплательщик обязан представить в налоговые органы по истечении налогового
(отчетного) периода "нулевую" налоговую декларацию (налоговый расчет
по авансовым платежам).
После утверждения
результатов государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января
соответствующего налогового периода налогоплательщик обязан в соответствии со
ст. 81 Кодекса представить уточненную налоговую декларацию за соответствующий
налоговый период, а в случае если кадастровая стоимость земельного участка
доведена до налогоплательщика до окончания срока уплаты авансовых платежей по
налогу за третий квартал календарного года, то - и уточненные налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу за первый и второй кварталы
календарного года с уплатой сумм авансовых платежей.
Что касается вопроса о порядке уплаты
земельного налога за земельные участки, фактически используемые
жилищно-строительными кооперативами, товариществами собственников жилья в
период отсутствия государственного кадастрового учета, то в рамках ст. 34.2
Кодекса ФНС России направила запрос в Минфин России.
После получения официальных разъяснений
данная позиция будет доведена до налоговых органов в установленном порядке.
Главный государственный
советник налоговой службы
В.В.ГУСЕВ
24.10.2006