Текст письма опубликован
"Документы и комментарии", 2006, N 24
Проблемная ситуация: О порядке внесения изменений в
книгу покупок и налоговую декларацию по НДС налогоплательщиком (заказчиком) по
ранее принятым к вычету суммам НДС, если при осуществлении заказчиком
капитального строительства подрядным способом уменьшилась его доля в площади
строящегося здания в результате привлечения новых инвесторов.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 ноября 2006 г. N 03-04-10/18
В связи с письмом
по вопросу применения вычетов по налогу на добавленную стоимость заказчиком при осуществлении капитального строительства подрядным
способом Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
Согласно п. п. 1 и
2 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при
исчислении налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет, к
вычету принимаются суммы этого налога, предъявленные налогоплательщику при
приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав для
осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную
стоимость. Поэтому налог на добавленную стоимость,
предъявленный заказчику подрядной организацией в размере суммы, приходящейся на
площадь строящегося здания, которая после окончания строительства будет
использоваться инвесторами, привлеченными заказчиком, вычету у заказчика не
подлежит.
Учитывая
изложенное, в случае если заказчик правомерно произвел вычет сумм налога,
предъявленных подрядной организацией, но в связи с привлечением в последующих
налоговых периодах новых инвесторов доля заказчика в площади строящегося здания
уменьшается, то в налоговом периоде, на который приходится дата заключения
договора с новым инвестором, заказчику следует скорректировать налоговые вычеты
в форме внесения изменения в книгу покупок за налоговый период, в котором были зарегистрированы
счета-фактуры, полученные от подрядной организации.
Следует отметить, что согласно Правилам
ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и
книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 (далее -
Правила), при необходимости внесения изменений в книгу покупок оформляются
дополнительные листы книги покупок.
В указанном случае в дополнительном листе
книги покупок за налоговый период, в котором зарегистрированы счета-фактуры,
полученные от подрядной организации, следует произвести запись об их
аннулировании в порядке, установленном Правилами; зарегистрировать
эти счета-фактуры в размере суммы, пропорциональной стоимости доли заказчика в
площади строящегося здания, то есть в размере суммы, на которую у заказчика
сохраняется право на вычет, и в строке "Всего" подвести итоги по
графам 7, 8а, 8б, 9а, 9б, 10, 11а, 11б и 12 (из показателей по строке "Итого"
вычитаются показатели подлежащих аннулированию записей по счетам-фактурам и к
полученному результату прибавляются показатели зарегистрированных
счетов-фактур).
Кроме того, согласно п. 1 ст. 81
"Внесение дополнений и изменений в налоговую декларацию" Кодекса при
обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно
ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате,
налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.
Таким образом, после внесения
соответствующих изменений в книгу покупок заказчик обязан представить в
налоговый орган по месту постановки на учет корректирующую налоговую декларацию
по налогу на добавленную стоимость за налоговый период, за который внесены
изменения в книгу покупок, и, соответственно, произвести перерасчет сумм
налога.
По вопросу об
ответственности заказчика в связи с внесением изменений в налоговую декларацию следует руководствоваться нормами вышеуказанной ст. 81 Кодекса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
01.11.2006