Проблемная ситуация: О порядке уплаты земельного
налога в период до и после 01.01.2006 в отношении земель общего пользования,
предоставленных садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому
объединению, в том числе на территории г. Казани.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 ноября 2006 г. N 03-06-02-05/52
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты земельного
налога за земли общего пользования и сообщает следующее.
В соответствии со ст. 65 Земельного
кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации
является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог
и арендная плата.
До 1 января 2006 г. на территории г.
Казани взимание земельного налога осуществлялось на основании Закона Российской
Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон).
В соответствии со ст. 1 Закона
налогоплательщиками земельного налога признавались собственники земли,
землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов. При этом за земли,
переданные в аренду, взималась арендная плата.
В соответствии с п. 4 ст. 14 Федерального
закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных
некоммерческих объединениях граждан" земли общего пользования
предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому
объединению как юридическому лицу в собственность или на ином вещном праве.
Начисление земельного налога
производилось со всей площади земельного участка товарищества, в том числе и с
площадей земель общего пользования, за исключением площадей, закрепленных за
физическими лицами, которым в соответствии с Законом предоставлены льготы.
На участки, переданные в собственность
членам товарищества, выдается документ, удостоверяющий их право на землю. При
этом свидетельство о праве собственности или владения землей общего пользования
выдается товариществу, а не его членам. В связи с этим исчисление земельного
налога за земли общего пользования в товариществах должно производится
самим правлением товарищества на основании правоустанавливающего документа на
эти земли.
С 1 января 2006 г.
на всей территории Российской Федерации вступила в силу гл. 31 "Земельный
налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), согласно
которой земельный налог устанавливается в качестве местного налога, вводится в
действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными
правовыми актами представительных органов муниципальных образований и
обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.
В соответствии со ст. 388 Кодекса
налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица,
обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного
(бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Таким образом, основанием для взимания
земельного налога в соответствии с гл. 31 Кодекса является документ,
подтверждающий право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования
или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок.
Учитывая
вышеуказанные положения Кодекса, при наличии у физических лиц - членов
садоводческих, огороднических или дачных товариществ права собственности,
постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на
земельные участки и удостоверяющих их документов, в том числе актов, изданных
органами местного самоуправления о предоставлении земельных участков, земельный
налог взимается с указанных лиц в общеустановленном порядке.
До выдачи свидетельства на право
собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, пользования
земельными участками членам садоводческих, огороднических товариществ, дачных
хозяйств налогоплательщиками земельного налога являются данные товарищества.
Вместе с тем правлением товарищества
может быть принято решение, предусматривающее компенсацию земельного налога в
отношении земель общего пользования в виде взносов членов товарищества.
Одновременно
сообщаем, что п. 2 ст. 19 Федерального закона N 66-ФЗ установлены обязанности
членов садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, в
частности, они обязаны своевременно уплачивать членские и иные взносы,
предусмотренные законом и уставом такого объединения, а также нести
субсидиарную ответственность по обязательствам садоводческого, огороднического
или дачного кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса
каждого из членов такого кооператива.
Кроме того, обращаем внимание, что ст.
387 Кодекса представительным органам муниципальных образований предоставлено
право устанавливать дополнительные налоговые льготы,
основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой
налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
02.11.2006