Проблемная ситуация: В Письме Минфина России от
09.03.2005 N 03-03-01-04/1/102 указывается, что оплата труда работника за
сверхурочную работу более 120 часов в год не может включаться в расходы
налогоплательщика на оплату труда и уменьшать налогооблагаемую прибыль, так как
в данном случае нарушаются положения ст. 99 ТК РФ. Однако в Письме ФНС России
от 23.09.2005 N 02-1-08/195@ предусматривается возможность отнесения к расходам
на оплату труда в целях исчисления налога на прибыль оплаты труда работников,
работающих сверхурочно (в том числе если количество
часов, отработанных ими сверхурочно, превышает 120 часов в год). Включаются ли
в налоговую базу по налогу на прибыль расходы на оплату труда работников,
работающих сверхурочно (в том числе если количество
часов, отработанных ими сверхурочно, превышает 120 часов в год)?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 ноября 2006 г. N 03-03-04/1/724
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
Согласно ст. 255
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в расходы
налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в
денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки,
компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда,
премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с
содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства
Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Пункт 3 ст. 255
Кодекса относит к расходам на оплату труда начисления стимулирующего и (или)
компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том
числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в
многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за
работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни,
производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок привлечения к сверхурочной работе
предусмотрен ст. 99 Трудового кодекса РФ, согласно которой сверхурочные работы
не должны превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней
подряд и 120 часов в год.
Оплата сверхурочной работы производится в
соответствии с положениями ст. 152 Трудового кодекса Российской Федерации,
которой определен минимальный размер оплаты труда для
сверхурочной работы.
При этом сверхурочная работа должна быть
оплачена в повышенном размере независимо от того, соблюден ли порядок
привлечения к сверхурочным работам.
По заключению Федеральной службы по труду
и занятости нарушение работодателем порядка привлечения к сверхурочной работе
(например, превышение максимально допустимого числа часов сверхурочной работы в
год) не должно отразиться на реализации права работника на оплату труда за
сверхурочную работу.
Таким образом, трудовым законодательством
предусмотрена обязанность работодателя оплатить в повышенном размере труд
работника, привлекаемого к работе сверхурочно с нарушением ограничений,
установленных ст. 99 Трудового кодекса Российской Федерации.
В целях налогообложения прибыли все
расходы, признаваемые при исчислении налоговой базы, должны быть документально
подтверждены и обоснованны, т.е. экономически
оправданны и направлены на получение дохода (п. 1 ст. 252 Кодекса).
По нашему мнению, оплату сверхурочной
работы с согласия работника следует рассматривать как обоснованный расход.
Учитывая изложенное, расходы на оплату
труда работников, работающих сверхурочно (в том числе
если количество часов, отработанных ими сверхурочно, превышает 120 часов в
год), в целях налогообложения прибыли относятся к расходам на оплату труда
согласно п. 3 ст. 255 Кодекса при условии, если это предусмотрено трудовым или
коллективным договором.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
07.11.2006