Проблемная ситуация: Физическое лицо приватизирует
квартиру, принадлежащую на праве оперативного управления
квартирно-эксплуатационной части военного округа. С этой целью в регистрирующий
орган требуется представить документы об уплате физическим лицом государственной
пошлины за регистрацию права собственности, а также об уплате государственной
пошлины за регистрацию права оперативного управления жилищным фондом
квартирно-эксплуатационной службой воинской части. Поскольку указанная
квартирно-эксплуатационная часть отказалась уплатить госпошлину, ссылаясь на
то, что является учреждением, полностью финансируемым за счет средств
федерального бюджета, физическое лицо уплатило государственную пошлину
самостоятельно: в размере 500 руб. от своего лица и в размере 7500 руб. - за
квартирно-эксплуатационную часть. Правомерно ли это?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 ноября 2006 г. N 03-06-03-05/56
Департамент
налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу уплаты
государственной пошлины за государственную регистрацию права на квартиру,
переходящую в порядке приватизация жилья, принадлежащего на праве оперативного
управления квартирно-эксплуатационной части военного округа и сообщает, что,
поскольку не представлены необходимые документы по существу затронутых в письме
вопросов, дать однозначный ответ не представляется возможным.
В связи с этим по поставленному вопросу
сообщаем следующее.
В настоящее время
приватизация жилых помещений осуществляется в соответствии со ст. 2 Закона Российской
Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в
Российской Федерации" (далее - Закон N 1541-1), согласно которой граждане
Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и
муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в
хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений
(ведомственный фонд), на условиях
социального найма, вправе приобрести эти помещения в порядке, определенном
данным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации. Одновременно в ст. 4 данного Закона указано, что не
подлежат приватизации, в частности, жилые помещения, находящиеся в домах
военных городков, а также служебные помещения.
Статьями 6 и 7
Закона N 1541-1 установлено, что передача жилых помещений в собственность
граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений
органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также
государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми
закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или
муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление
которых передан жилищный фонд.
Передача жилых помещений в собственность
граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной
власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием,
учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в
порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения
договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.
Право собственности на приобретенное
жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином
государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с п.
1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N
122-ФЗ) под государственной регистрацией прав на недвижимое имущество
понимается юридический акт признания и подтверждения государством
возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на
недвижимое имущество.
Пунктом 1 ст. 16 Закона N 122-ФЗ
установлено, что государственная регистрация прав проводится на основании
заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то
лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не
установлено федеральным законом.
Согласно абз. 4
ст. 17 Закона N 122-ФЗ акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений,
совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте
осуществления приватизации на момент ее совершения, являются основаниями для
государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода,
ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Из изложенного следует, что при
приватизации жилья государственной регистрации подлежит переход права
собственности к гражданам, приватизирующим жилье, в результате чего граждане
подают заявление на регистрацию права собственности, а передающий жилье орган
или организация - заявление о регистрации ранее возникшего права и (или)
перехода права собственности к гражданам.
Статьей 11 Закон N 122-ФЗ определено, что
за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в соответствии с
законодательством Российской Федерации о налогах и сборах взимается
государственная пошлина.
В соответствии со ст. 333.17 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) плательщиками государственной
пошлины признаются организации и физические лица, которые обращаются за
совершением юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 Кодекса.
Подпунктом 20 п. 1
ст. 333.33 Кодекса установлено, что государственная пошлина уплачивается за
государственную регистрацию прав, ограничений (обременении) прав на недвижимое
имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества физическими лицами в
размере 500 руб., организациями - 7500 руб., федеральными органами государственной
власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления - 100 руб.
Таким образом, при государственной
регистрации права собственности на приобретенное жилье в порядке приватизации
государственная пошлина должна уплачиваться новым правообладателем только за
возникновение права на указанное жилье согласно размерам, установленным пп. 20 п. 1 ст. 333.33 Кодекса.
По вопросу уплаты государственной пошлины
за регистрацию права оперативного управления жилищным фондом
квартирно-эксплуатационной службой воинской части сообщаем.
Согласно п. 1 ст. 131 Гражданского
кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права, в том
числе право оперативного управления, на недвижимые вещи, ограничения этих прав,
их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в
едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную
регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии со ст. 1 Федерального
закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил
Российской Федерации (далее - ВС), других войск, воинских формирований и
органов является федеральной собственностью и находится у них на правах
хозяйственного ведения или оперативного управления.
При этом
квартирно-эксплуатационные управления (отделы) военных округов,
квартирно-эксплуатационные части районов (гарнизонов),
квартирно-эксплуатационные службы воинских частей и органы морской инженерной
службы, дислоцированные на территории соответствующего военного округа (флота),
составляют единую систему квартирно-эксплуатационной службы ВС с подчинением
вышестоящему квартирно-эксплуатационному органу и органу военного управления
военным округом (флотом) согласно Положению о Министерстве обороны Российской
Федерации, утвержденному Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской
Федерации" (п. п. 1, 2, 7, 10), Положению о Службе расквартирования и
обустройства Министерства обороны Российской Федерации, утвержденному Приказом
Министра обороны Российской Федерации от 06.12.2004 N 405 (п. п. 2, 4, 5, 6),
Положению о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии
Советской Армии и Военно-Морского флота, утвержденному Приказом Министерства
обороны СССР от 22.02.1977 N 75 (п. п. 1, 17, 18, 21,
24 и 31).
Таким образом, вышеуказанными квартирно-эксплуатационными
службами Вооруженных Сил Российской Федерации должна производиться уплата
государственной пошлины за государственную регистрацию права оперативного
управления в соответствии с нормами, установленными пп.
20 п. 1 ст. 333.33 Кодекса для федеральных органов государственной власти, т.е.
в размере 100 руб.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
13.11.2006