Проблемная ситуация: О порядке принятия решения о
взыскании налога за счет денежных средств, находящихся на счетах
налогоплательщиков, в том числе отнесенных к категории крупнейших, в банках.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 ноября 2006 г. N 03-02-07/1-319
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос и сообщает следующее.
В соответствии со ст. 89 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) выездная налоговая проверка
проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового
органа.
Согласно п. 2 ст. 101 Кодекса по
результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель
(заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:
1) о привлечении налогоплательщика к
налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;
2) об отказе в привлечении
налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
3) о проведении дополнительных
мероприятий налогового контроля.
На основании вынесенного решения о
привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового
правонарушения налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки по
налогу и пени (п. 4 ст. 101 Кодекса).
Требование об уплате налога направляется
налогоплательщику налоговым органом по месту его учета (п. 5 ст. 69 Кодекса).
В соответствии с п. 1 ст. 46 Кодекса в
случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по
уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные
средства налогоплательщика (налогового агента) - организации или
индивидуального предпринимателя на счетах в банках.
Взыскание налога
производится по решению налогового органа (далее - решение о взыскании) путем
направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового
агента) - организации или индивидуального предпринимателя, инкассового
поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты
(внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика
(налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя (п. 2 ст.
46 Кодекса). При этом
инкассовое поручение (распоряжение) на перечисление налога в соответствующий
бюджет и (или) внебюджетный фонд направляется в банк, в котором открыты счета
налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального
предпринимателя, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности,
установленной гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 76 Кодекса
приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения
исполнения решения о взыскании налога или сбора, если иное не предусмотрено п.
2 названной статьи.
Решение о приостановлении операций
налогоплательщика-организации по его счетам в банке принимается руководителем
(его заместителем) налогового органа, направившим требование об уплате налога,
в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки
обязанности по уплате налога. В этом случае решение о приостановлении операций
налогоплательщика-организации по его счетам в банке может быть принято только
одновременно с вынесением решения о взыскании налога (п. 2 ст. 76 Кодекса).
Исходя из п. п. 1 и 2 ст. 76 Кодекса следует,
что решение о взыскании налога, принимаемое одновременно с решением о
приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банках, может быть
принято только руководителем (его заместителем) налогового органа, направившего
налогоплательщику требование об уплате налога и пени.
В соответствии с п.
3 Положения о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по
крупнейшим налогоплательщикам, утвержденного Приказом Минфина России от
09.08.2005 N 101н, межрегиональная инспекция является территориальным органом,
осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о
налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью
внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации, за
правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в
соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за соблюдением
валютного законодательства Российской Федерации крупнейшими налогоплательщиками.
Межрегиональная
инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам
осуществляет полномочия по взысканию в установленном порядке недоимки и пени по
налогам и сборам, а также предъявляет в арбитражные суды иски о взыскании
налоговых санкций с администрируемых ею лиц, допустивших нарушения
законодательства о налогах и сборах, а также в иных случаях, установленных
законодательством Российской Федерации (пп. 6.7 п. 6
Положения).
Копия письма и настоящего ответа
направлены в ФНС России.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
15.11.2006