Проблемная ситуация: О признании деятельности
подготовительного и вспомогательного характера, осуществляемой
представительством банка - резидента Германии, деятельностью, не приводящей к
образованию постоянного представительства на территории РФ, для целей
исчисления налога на прибыль и об отсутствии у данного представительства
обязанностей налогового агента по НДФЛ в отношении доходов, выплачиваемых
физическим лицам на территории РФ.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 ноября 2006 г. N 03-08-05
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос по вопросу налогообложения
представительства банка - резидента Германии, находящегося на территории
Российской Федерации, и сообщает следующее.
Как следует из запроса, представительство
банка (далее - представительство) осуществляет на территории Российской
Федерации функции по представлению интересов банка перед правительственными
органами, предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации;
сбору и обработке информации о финансовых рынках Российской Федерации; изучению
законодательства Российской Федерации; предоставлению информации об услугах
банка; организации переговоров, встреч, подписания контрактов между
представителями банка и представителями правительственных и деловых кругов
Российской Федерации.
Действующее Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на
доходы и имущество между Российской Федерацией и Федеративной Республикой
Германия от 29.05.1996 (далее - Соглашение) в ст. 5 определяет обстоятельства,
при которых предпринимательская деятельность предприятия - резидента одного
государства на территории другого государства приводит к образованию
постоянного представительства на территории последнего.
Так, в частности, в п. 4 перечислены виды
деятельности подготовительного или вспомогательного характера, которые не
рассматриваются как осуществляемые через постоянное представительство.
Согласно нормам п. 4 ст. 306 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) факт осуществления иностранной
организацией на территории Российской Федерации деятельности подготовительного
и вспомогательного характера при отсутствии признаков постоянного
представительства не может рассматриваться как приводящий к образованию
постоянного представительства. К подготовительной и вспомогательной
деятельности, в частности, относятся содержание постоянного места деятельности
исключительно для сбора, обработки и (или) распространения информации, ведения
бухгалтерского учета, маркетинга, рекламы или изучения рынка товаров (работ,
услуг), реализуемых иностранной организацией, если такая деятельность не
является основной (обычной) деятельностью этой организации; содержание
постоянного места деятельности исключительно для целей простого подписания
контрактов от имени этой организации, если подписание контрактов происходит в
соответствии с детальными письменными инструкциями иностранной организации.
Исходя из вышеизложенного, деятельность
представительства может рассматриваться как не приводящая к образованию постоянного
представительства на территории Российской Федерации.
В отношении
возникновения у представительства обязанностей по исполнению функций налогового
агента по налогу на доходы физических
лиц отмечаем следующее.
Согласно п. 1 ст. 24 Кодекса налоговыми
агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом
возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и
перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Пунктом 1 ст. 226 Кодекса установлено, что российские организации,
индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных
организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с
которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226, обязаны
исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в
соответствии со ст. 224.
Таким образом, у представительства не
возникает обязанности налогового агента в отношении доходов, выплачиваемых
физическим лицам на территории Российской Федерации.
Что касается налогообложения имущества,
то в соответствии с положениями ст. 22 Соглашения обязанность резидента
Германии по уплате налога на имущество в Российской Федерации возникает в
случае, если на территории России находится принадлежащее ему недвижимое
имущество и/или резидент Германии осуществляет деятельность на территории
России через постоянное представительство, обладающее движимым имуществом.
Поскольку п. 2 ст. 22 Соглашения регулирует налогообложение движимого
имущества, относящегося к постоянному представительству, представительству
следует руководствоваться п. 4 ст. 22 Соглашения, которым установлено, что виды
имущества, не упомянутые в предшествующих пунктах ст. 22 Соглашения, подлежат
налогообложению исключительно в государстве резидентства
владельца имущества.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
20.11.2006