Проблемная ситуация: О порядке налогообложения НДС
услуг, оказываемых организацией (ЗАО) по договору транспортной экспедиции
грузов автотранспортом в международном сообщении с использованием российских и
иностранных перевозчиков.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 23 ноября 2006 г. N 03-4-03/2251
Федеральная налоговая служба рассмотрела
запрос ЗАО о порядке налогообложения налогом на добавленную стоимость услуг по
договору транспортной экспедиции и сообщает следующее.
В соответствии с пп.
2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый
кодекс) налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при
реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и
реализацией товаров, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 164
Налогового кодекса.
Положение пп. 2
п. 1 ст. 164 Налогового кодекса распространяется на работы (услуги) по
сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы
территории Российской Федерации товаров и импортируемых в Российскую Федерацию,
выполняемые российскими перевозчиками, и иные подобные работы (услуги).
К иным подобным
работам и услугам, непосредственно связанным с производством и реализацией
товаров, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 164 Налогового
кодекса, относятся работы и услуги по погрузке, перегрузке, разгрузке,
сопровождению, экспедированию, хранению, сортировке экспортируемых товаров,
выполняемые российскими перевозчиками либо иными лицами, т.е. работы и услуги,
непосредственно связанные с перевозкой товара, вывезенного с территории
Российской Федерации в таможенном режиме экспорта.
Для подтверждения обоснованности
применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при
реализации вышеуказанных работ (услуг) в налоговый орган представляются
документы, предусмотренные в п. 4 ст. 165 Налогового кодекса.
Указанные положения распространяются на
российских налогоплательщиков налога на добавленную стоимость, которые
непосредственно выполняют работы (оказывают услуги) по сопровождению,
транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории
Российской Федерации товаров, выполняемые российскими перевозчиками, и иные
подобные работы (услуги).
Как следует из запроса, ЗАО оказывает
услуги по договору транспортной экспедиции грузов автотранспортом в
международном сообщении. Для исполнения договора ЗАО нанимает российских и
иностранных перевозчиков.
Согласно положениям ст. 801 Гражданского
кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) по договору
транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и
за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить
или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных
с перевозкой груза.
При этом в качестве дополнительных услуг
указанным договором может быть предусмотрено осуществление таких необходимых
для доставки груза операций, как его погрузка и выгрузка, а также выполнение
иных операций и услуг, предусмотренных договором.
Положениями ст. 805 Гражданского кодекса
предусмотрено, что если из договора транспортной экспедиции не следует, что
экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, он вправе привлечь к
исполнению своих обязанностей других лиц.
В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального
закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной
деятельности" клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной
экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также
возместить понесенные им расходы в интересах клиента.
С учетом
изложенного и принимая во внимание, что ЗАО непосредственно не оказывало услуги
по перевозке в международном обращении, ЗАО следует определять налоговую базу
по налогу на добавленную стоимость, облагаемую по налоговой ставке 0 процентов,
как сумму дохода, полученную в виде вознаграждения, без включения стоимости
услуг по перевозке экспортируемых и импортируемых товаров.
Т.В.ШЕВЦОВА
23.11.2006