Проблемная ситуация: Организация осуществляет
предпринимательскую деятельность по оказанию парикмахерских услуг населению и
является плательщиком ЕНВД. В штате организации в настоящее время работают
совместители. Каким образом в целях исчисления ЕНВД следует учитывать совместителей?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 ноября 2006 г. N 03-11-04/3/505
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке применения норм гл.
26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для
отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской федерации
(далее - Кодекс) и сообщает следующее.
В соответствии со ст. 346.26 Кодекса
система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться
в отношении, в частности, оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и
(или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским
классификатором услуг населению (далее - ОКУН).
Согласно ст. 346.27 Кодекса под бытовыми
услугами следует понимать платные услуги, оказываемые физическим лицам (за
исключением услуг ломбардов), предусмотренные ОКУН, то есть классифицируемые в
соответствии с ОКУН по коду 010000 "Бытовые услуги".
Исходя из ситуации, изложенной в письме,
организация осуществляет предпринимательскую деятельность по оказанию
парикмахерских услуг населению и является плательщиком единого налога на
вмененный доход. При этом в штате организации в настоящее время работают
совместители.
Таким образом, исчисление единого налога
на вмененный доход организация должна производить с использованием показателя
базовой доходности - "количество работников, включая индивидуального
предпринимателя".
При этом обращаем
внимание на то, что Федеральным законом от 21.07.2005 N 101-ФЗ "О внесении
изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской
Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и
сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений
законодательных актов Российской Федерации", вступившим в силу с 1 января
2006 г., внесены изменения в гл. 26.3
Кодекса, в частности, уточнено понятие "количество работников".
Новой редакцией ст. 346.27 Кодекса
определено, что под количеством работников следует понимать среднесписочную
(среднюю) за каждый календарный месяц налогового периода численность работающих
с учетом всех работников, в том числе работающих по совместительству, договорам
подряда и другим договорам гражданско-правового характера.
Для определения среднесписочной
численности работников необходимо руководствоваться Постановлением Росстата от
03.11.2004 N 50 "Об утверждении Порядка заполнения и представления
унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения:
N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2
"Сведения об инвестициях", N П-3 "Сведения о финансовом
состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности, заработной
плате и движении работников", N П-5 (М) "Основные сведения о деятельности
организации" (далее - Постановление).
В связи с чем
при определении количества работников, включая совместителей, с которыми
организация заключила трудовые договоры, следует руководствоваться п. п. 87.3 и
88 Постановления.
Пунктом 88 Постановления установлено, что
средняя численность внешних совместителей (графа 3) исчисляется в соответствии
с порядком определения средней численности лиц, работавших неполное рабочее
время, установленным п. 87.3 Постановления.
Так, согласно п. 87.3 Постановления лица,
работавшие неполное рабочее время в соответствии с трудовым договором или
переведенные с письменного согласия работника на работу на неполное рабочее
время, при определении среднесписочной численности работников учитываются
пропорционально отработанному времени.
Расчет средней численности этой категории
работников производится в следующем порядке:
а) исчисляется общее количество
человеко-дней, отработанных этими работниками, путем деления общего числа
отработанных человеко-часов в отчетном месяце на продолжительность рабочего
дня, исходя из продолжительности рабочей недели:
40 часов - на 8 часов (при пятидневной
рабочей неделе) или на 6,67 часа (при шестидневной рабочей неделе);
36 часов - на 7,2 часа (при пятидневной
рабочей неделе) или на 6 часов (при шестидневной рабочей неделе);
24 часа - на 4,8 часа (при пятидневной
рабочей неделе) или на 4 часа (при шестидневной рабочей неделе);
б) затем определяется средняя численность
не полностью занятых работников за отчетный месяц в пересчете на полную
занятость путем деления отработанных человеко-дней на число рабочих дней по
календарю в отчетном месяце. При этом за дни болезни, отпуска, неявок
(приходящиеся на рабочие дни по календарю) в число отработанных человеко-часов
условно включаются часы по предыдущему рабочему дню (в отличие от методологии,
принятой для учета количества отработанных человеко-часов).
При этом лица, переведенные на неполное
рабочее время по инициативе администрации (без письменного согласия работника),
учитываются в среднесписочной численности работников как целые единицы.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
27.11.2006