Проблемная ситуация: Об образовании на территории РФ
постоянного представительства иностранной организации, предоставляющей персонал
российской организации, для целей налогообложения налогом на прибыль.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 декабря 2006 г. N 03-08-05
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос по вопросу образования
постоянного представительства в связи с предоставлением российской организации персонала
иностранной компании и сообщает следующее.
Согласно п. 7 ст.
306 Налогового кодекса Российской Федерации факт предоставления иностранной
организацией персонала для работы на территории Российской Федерации в другой
организации при отсутствии признаков постоянного представительства не может
рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства
иностранной организации, предоставившей персонал, если такой персонал действует
исключительно от имени и в интересах организации, в которую он был направлен. При этом следует исходить из того, что деятельность иностранной
организации не рассматривается как постоянное представительство в том случае,
если такая деятельность ограничивается предоставлением услуги по подбору и
командированию персонала в Российскую Федерацию.
Как правило, оплата за предоставленный
персонал устанавливается по заранее определенной ставке и зависит только от
фактически отработанного этим персоналом времени. Кроме того,
в соответствии с п. 2.4.2 Методических рекомендаций налоговым органам по
применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской
Федерации, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов)
иностранных организаций, утвержденных Приказом МНС России от 28.03.2002 N
БГ-3-23/150, если между суммами, которые переводятся иностранной организации за
предоставление персонала, и суммами заработной платы (с учетом командировочных
и дополнительных компенсационных выплат), установленной для этого
персонала, будет несоответствие, превышающее 10 процентов от последней из
указанных величин, то квалификация такой деятельности компании потребует
дополнительного рассмотрения на предмет образования постоянного
представительства иностранной организации в Российской Федерации.
Как следует из запроса, сумма заработной
платы сотрудников, выплачиваемая представительством, превышает более чем на 10
процентов размер вознаграждения, выплачиваемого российской компанией за
предоставление персонала.
Кроме того, следует
отметить, что установленная в Методических рекомендациях величина отклонения в
размере 10 процентов доходов иностранной организации по отношению к ее
расходам, связанным с предоставлением персонала, соответствует обычному уровню
цен на услуги специализированных иностранных компаний, занимающихся подбором и
предоставлением персонала требуемой квалификации, что соответствует соглашению
по оказанию услуг, а не соглашению о предоставлении персонала.
Поэтому, по нашему мнению, деятельность
представительства по предоставлению персонала российской компании приводит к
образованию постоянного представительства на территории Российской Федерации.
Одновременно следует отметить, что только
наличие положительной курсовой разницы, возникшей между суммой оплаты за
предоставленный персонал и стоимостью услуги по предоставлению персонала, к
образованию постоянного представительства не приводит.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
01.12.2006