Проблемная ситуация: О порядке распределения доходов
бюджетного учреждения, получаемых от оказания платных услуг, для целей
исчисления налога на прибыль.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 декабря 2006 г. N 03-03-04/4/184
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
В соответствии с гл. 25 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) бюджетные учреждения, получающие
доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, являются
плательщиками налога на прибыль организаций и определяют налоговую базу по
налогу в порядке, установленном гл. 25 Кодекса.
Особенности ведения
налогового учета бюджетными учреждениями установлены ст. 321.1 Кодекса, в
соответствии с которой налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые
за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов,
выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, и получающие
доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный
учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого
финансирования и за счет иных
источников.
В целях гл. 25 Кодекса иными источниками
- доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных учреждений,
получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров,
работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.
Налоговая база бюджетных учреждений
определяется на основании данных налогового учета как разница между полученной
суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой
внереализационных доходов (без учета НДС и акцизов по подакцизным товарам) и
суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой
деятельности.
В налоговом учете учет операций по
исчислению доходов от коммерческой деятельности и расходов, связанных с
ведением этой деятельности, ведется в порядке, установленном гл. 25 Кодекса.
Доходы в целях налогообложения, согласно
ст. 248 Кодекса, определяются на основании первичных документов и документов
налогового учета. Расходами, как это установлено ст. 252 Кодекса, признаются
обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные
налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение
дохода. Понесенные расходы в целях налогообложения подтверждаются документами,
оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 321.1
Кодекса предусмотрено также, что в составе доходов и расходов бюджетных
учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в
виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание
бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет
указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств.
В соответствии с п.
4 ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) к неналоговым
доходам бюджета относятся доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными
учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов,
предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
В целях БК РФ средства, полученные
бюджетным учреждением от предпринимательской и иной приносящей доход
деятельности, включаются в состав доходов соответствующих бюджетов после уплаты
налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в
качестве неналоговых доходов бюджета.
Согласно п. 2 ст.
42 БК РФ доходы бюджетных учреждений, полученные от предпринимательской и иной
деятельности, приносящей доход, отражаются в доходах соответствующего бюджета
как доходы от оказания платных услуг и учитываются в смете доходов и расходов
бюджетного учреждения в полном объеме после уплаты с указанных доходов налогов
и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, т.е. в части,
остающейся после налогообложения таких доходов.
Таким образом, из
положений налогового и бюджетного законодательства следует, что доходы
бюджетного учреждения от оказания платных услуг первоначально направляются на
покрытие расходов, связанных с осуществлением деятельности, направленной на
получение дохода, и уплату налогов в соответствии с налоговым
законодательством, а затем в оставшейся после налогообложения части полностью
зачисляются в доход соответствующего бюджета и доводятся до бюджетного
учреждения в качестве бюджетного финансирования.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
04.12.2006