Проблемная ситуация: Организация приобрела суда,
подлежащие регистрации в Российском международном реестре судов (РМРС).
Свидетельства о регистрации в РМРС получены в сентябре 2006 г. Суда,
приобретенные организацией, не используются для перевозки грузов и пассажиров, а
относятся к вспомогательным судам и используются на территории РФ. Вправе ли
судовладельцы в данном случае учитывать расходы на обслуживание, ремонт и иные
цели, связанные с содержанием и эксплуатацией судов, в целях уменьшения
налоговой базы по налогу на прибыль, принимая во внимание положения пп. 33 п. 1 ст. 251 и п. 48.5 ст. 270 НК РФ? С какого
момента возникает право на льготы по налогу на имущество и транспортному
налогу, введенные Федеральным законом от 20.12.2005 N 168-ФЗ?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 декабря 2006 г. N 03-03-04/1/827
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
В соответствии с пп.
33 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при
определении налоговой базы не учитываются доходы судовладельцев, полученные от
эксплуатации судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов
(далее - РМРС). Для целей гл. 25 Кодекса под эксплуатацией судов,
зарегистрированных в РМРС, понимаются использование таких судов для перевозок
грузов, пассажиров и их багажа и оказания иных связанных с осуществлением
указанных перевозок услуг при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения расположены за пределами территории
Российской Федерации, а также сдача таких судов в аренду для оказания таких
услуг.
Согласно п. 48.5 ст. 270 Кодекса к
расходам, не учитываемым в целях налогообложения, относятся расходы
судовладельцев на обслуживание, ремонт и иные цели, связанные с содержанием и
эксплуатацией судов, зарегистрированных в РМРС.
Таким образом, положения вышеуказанных
статей относятся к судам, зарегистрированным в РМРС, используемым для перевозок
грузов, пассажиров и их багажа и оказания иных связанных с осуществлением
указанных перевозок услуг.
Учитывая изложенное, исходя из
информации, приведенной в письме, полагаем, что доходы судовладельцев,
полученные от эксплуатации судов, зарегистрированных в РМРС, не соответствуют
требованиям гл. 25 Кодекса и, соответственно, подлежат налогообложению в
общеустановленном порядке.
Также сообщаем, что Федеральным законом
от 20.12.2005 N 168-ФЗ в гл. 30 "Налог на имущество организаций" и
гл. 28 "Транспортный налог" Кодекса внесены изменения, которыми
предусмотрено освобождение от налога на имущество организаций (п. 18 ст. 381
Кодекса) и транспортного налога (п. 9 ст. 358 Кодекса) судов,
зарегистрированных в РМРС. Внесение изменений в Кодекс связано с созданием РМРС
и внесением изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации,
устанавливающих порядок регистрации судов и ведения РМРС.
Общие правила вступления в силу актов
законодательства о налогах и сборах содержатся в ст. 5 Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 5 Кодекса акты
законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного
месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного
налогового периода по соответствующему налогу.
В то же время п. 4 ст. 5 Кодекса
установлено, что акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и
(или) сборы, снижающие размер ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности
налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей
или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо
предусматривают это.
Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона
от 20.12.2005 N 168-ФЗ вышеназванные изменения в Кодекс вступают
в силу с 1 января 2006 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня их
официального опубликования. Таким образом, данный акт законодательства о
налогах прямо предусматривает дату, с которой установленные им нормы вступают в
силу. Федеральный закон от 20.12.2005 N 168-ФЗ был опубликован 23 декабря 2005
г.
Согласно ст. 357 Кодекса
налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии
с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные
средства, признаваемые объектом налогообложения по ст. 358 Кодекса, в том числе
водные транспортные средства.
Согласно Кодексу торгового мореплавания
Российской Федерации в РМРС регистрируются суда, которые используются для
международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа, а также для оказания
иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг (в том числе для
сдачи судов в аренду для оказания таких услуг). Регистрация судов в РМРС
осуществляется капитанами морских торговых портов, перечень которых
утверждается Правительством Российской Федерации. Регистрация судна
осуществляется на имя собственника судна или на имя фрахтователя судна по бербоут-чартеру.
Пунктом 1 ст. 16 Кодекса торгового
мореплавания Российской Федерации установлено, что судно приобретает право
плавания под Государственным флагом Российской Федерации с момента регистрации
его в одном из реестров судов Российской Федерации, в том числе РМРС.
Регистрация судна в РМРС подлежит
ежегодному подтверждению. Порядок ежегодного подтверждения регистрации судна в
РМРС устанавливается правилами регистрации судов и прав на них в морских
торговых портах. При этом Правила регистрации судов и прав на них в морских
торговых портах утверждены Приказом Минтранса России от 21.07.2006 N 87,
которым установлена форма Свидетельства о праве плавания под Государственным
флагом Российской Федерации, выдаваемая при регистрации судна в Российском
международном реестре судов.
В этой связи льгота по транспортному
налогу, предусмотренная п. 9 ст. 358 Кодекса, предоставляется
налогоплательщикам только при наличии Свидетельства о праве плавания под
Государственным флагом Российской Федерации с даты
регистрации судна в РМРС и ежегодного подтверждения такой регистрации.
Согласно п. 3 ст. 362 Кодекса месяц регистрации транспортного средства
принимается за полный месяц.
Учитывая это, а также то, что
приобретенные организацией суда зарегистрированы в РМРС в сентябре 2006 г.,
налоговая льгота по транспортному налогу должна предоставляться
налогоплательщику в 2006 г. с даты государственной
регистрации судов в РМРС за период с 1 сентября по 31 декабря текущего года.
В отношении налога на имущество
организаций отмечаем, что на основании ст. ст. 374 и 375 Кодекса налоговая база
по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость
основных средств (движимого и недвижимого имущества), находящихся на балансе
налогоплательщика.
При этом п. 4 ст.
376 Кодекса установлено, что среднегодовая (средняя) стоимость имущества,
признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период
определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения
величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового
(отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом
месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.
Учитывая также то,
что право плавания под Государственным флагом Российской Федерации возникло у
организации с даты регистрации судов в РМРС (в сентябре 2006 г.), налоговая
льгота п. 18 ст. 381 Кодекса должна быть предоставлена налогоплательщику в 2006
г. с 1 октября по 31 декабря 2006 г. При исчислении среднегодовой (средней)
стоимости необлагаемого имущества за отчетный период (9 месяцев) и налоговый период (2006 г.) остаточная стоимость зарегистрированных в РМРС судов
включается в расчет по состоянию на 1 октября 2006 г.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
14.12.2006