Проблемная ситуация: Сельскохозяйственное предприятие
(ГУП), находящееся в Чеченской Республике, использует для осуществления
основной деятельности пашни и пастбища. Однако около половины
сельскохозяйственных угодий не участвуют в сельскохозяйственном производственном
процессе в связи с разрушением оросительной системы в результате боевых
действий, а также в связи с отсутствием скота. Правомерны ли требования
налогового органа об уплате земельного налога в отношении указанных земель?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 декабря 2006 г. N 03-06-02-05/70
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросу уплаты земельного
налога сообщает следующее.
В соответствии со ст. 65 Земельного
кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации
является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог
и арендная плата.
С 1 января 2006 г.
на всей территории Российской Федерации вступила в силу гл. 31 "Земельный
налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), согласно
которой земельный налог устанавливается в качестве местного налога, вводится в
действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными
правовыми актами представительных органов муниципальных образований и
обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.
В соответствии со ст. 388 Кодекса
налогоплательщиками земельного налога признаются, в частности, организации,
обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного
(бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. При
этом налогоплательщиками земельного налога не признаются организации в
отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного
срочного пользования или переданных им по договору аренды.
На основании п. 1 ст. 131 Гражданского
кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на
недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение
подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами,
осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с
ней.
В соответствии с Федеральным законом от
21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним" указанные выше права на земельные участки
удостоверяются документами, которые и являются основанием для взимания
земельного налога с правообладателей земельных участков.
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона
от 21.07.1997 N 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до 31 января
1998 г., признаются юридически действительными при отсутствии их
государственной регистрации. При этом государственная регистрация прав,
проведенная в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях уполномоченными
государственными органами и организациями до вступления в силу Федерального
закона от 21.07.1998 N 122-ФЗ, является юридически действительной.
На основании ст. 8
Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть
вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие
законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу
отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской
Федерации" в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на
недвижимое имущество и сделок с ним сведений о существующих правах на земельные участки налогоплательщики земельного
налога определяются на основании государственных актов, свидетельств и других
документов, удостоверяющих права на землю и выданных как физическим, так и
юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N
122-ФЗ, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или
органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке,
установленном законодательством, действующим в месте
издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Учитывая, что объектом налогообложения по
земельному налогу признается весь земельный участок, а налоговая база
определяется как его кадастровая стоимость, сумма земельного налога
рассчитывается за весь земельный участок независимо от фактически используемой
площади участка.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
20.12.2006