Проблемная ситуация: О порядке признания (непризнания)
земельных участков, занимаемых ФГУП Минобороны России, объектами
налогообложения по земельному налогу.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 января 2007 г. N 03-05-06-02/04
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу признания земельных
участков объектом налогообложения земельным налогом и сообщает следующее.
Согласно п. 1 ст. 389 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) объектом налогообложения по
земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах
муниципального образования, на территории которого введен налог.
При этом объектом налогообложения не
признаются, в частности, земельные участки, ограниченные в обороте в
соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для
обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (пп.
3 п. 2 ст. 389 Налогового кодекса).
На основании пп.
5 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный
кодекс) ограничиваются в обороте земельные участки, предоставленные для
обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и таможенных нужд.
В соответствии с Земельным кодексом земли
в Российской Федерации подразделяются по целевому назначению на категории,
одной из которых являются земли промышленности, энергетики, транспорта, связи,
радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической
деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения
(земли промышленности и иного специального назначения).
Земли промышленности и иного специального
назначения подразделяются в зависимости от характера специальных задач, для
решения которых они используются или предназначены (п. 2 ст. 87 Земельного
кодекса).
Так, согласно п. 1
ст. 93 Земельного кодекса землями обороны и безопасности признаются земли,
которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных
Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов,
организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной
защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите
и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной
безопасности, другим видам безопасности в закрытых
административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников
земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом,
федеральными законами.
В целях обеспечения обороны могут
предоставляться земельные участки для строительства, подготовки и поддержания в
необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск,
воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и
других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных
мероприятий); разработки, производства и ремонта вооружения, военной,
специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест
уничтожения оружия и захоронения отходов); создания запасов материальных
ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и
другие) (п. 2 ст. 93 Земельного кодекса).
При этом отмечаем, что отнесение земель к
категориям, перевод их из одной категории в другую регулируется Земельным
кодексом (ст. 8) и Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе
земель или земельных участков из одной категории в другую".
Таким образом, для признания
(непризнания) земельных участков, занимаемых ФГУП Минобороны России, объектами
налогообложения по земельному налогу необходимы документы, подтверждающие
отнесение указанных земельных участков к землям обороны и безопасности.
В целях
подтверждения правомерности отнесения таких земельных участков к земельным
участкам, предоставленным для обеспечения обороны и безопасности,
Минэкономразвития России с участием Минфина России, Минобороны России и Росатома разработан План мероприятий по решению
неурегулированных проблем, связанных с улучшением финансового состояния
предприятий оборонно-промышленного комплекса, согласно которому разработка
методики подтверждения отнесения земельных участков, на которых расположены
предприятия оборонно-промышленного комплекса, к землям обороны и безопасности и внесения сведений в документы государственного
земельного кадастра о земельных участках, закрепленных за предприятиями
оборонно-промышленного комплекса, осуществляется Минэкономразвития России.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
22.01.2007