Проблемная ситуация: Об обязательности и порядке
оформления кассовых операций в адвокатских образованиях при приеме в кассу
адвокатского вознаграждения, выплачиваемого адвокату, и (или) компенсации
расходов, связанных с исполнением поручения.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 января 2007 г. N 03-01-15/1-38
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает.
В соответствии с п.
1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении
контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и
(или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон
N 54-ФЗ) все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении ими
наличных денежных расчетов, а также расчетов с использованием платежных карт в
случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг обязаны применять контрольно-кассовую
технику.
Минфин России Письмом от 20.04.1995 N
16-00-30-35 утвердил форму квитанции для расчетов с населением без применения
контрольно-кассовой техники, выдаваемую заказчикам предприятиями Федеральной
службы лесного хозяйства Российской Федерации, в качестве бланка строгой
отчетности.
Письмом Минфина России от 11.05.1995 N
16-00-30-38 данная форма разрешена для применения только судебно-экспертным
учреждениям Минюста России и не предусмотрена к применению при оказании платных
юридических услуг населению.
В связи с чем
организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении ими наличных
денежных расчетов в случаях оказания платных юридических услуг населению должны
использовать контрольно-кассовую технику либо осуществлять расчеты через
кредитные учреждения.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона
"Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"
(далее - Закон об адвокатуре) адвокатская деятельность не является
предпринимательской. Целью этой деятельности является защита прав, свобод и
интересов юридических и физических лиц, в связи с чем
ее результаты не могут расцениваться как продажа товаров, выполнение работ или
оказание услуг.
За оказанную юридическую помощь адвокат
получает вознаграждение на условиях соглашения, заключенного между ним и
доверителем. Законодательство предусматривает также случаи оплаты его
деятельности из средств федерального бюджета.
В целях реализации
п. 6 ст. 25 Закона об адвокатуре (в части обязательного внесения в кассу
адвокатского образования вознаграждения, выплачиваемого адвокату доверителем, и
(или) компенсации адвокату расходов, связанных с исполнением поручения)
адвокатские образования должны оформлять кассовые операции в соответствии с
Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным
Решением Совета Директоров Центрального банка РФ от 22.09.1993 N 40.
Согласно п. 13 указанного Порядка прием
наличных денег в кассу производится по приходным кассовым ордерам.
Таким образом, оформление кассовых
операций в адвокатских образованиях при приеме в кассу адвокатского образования
вознаграждения, выплачиваемого адвокату, и (или) компенсации расходов,
связанных с исполнением поручения, производится по приходным кассовым ордерам с
указанием назначения вносимых средств и с выдачей квитанции к приходному
кассовому ордеру, подтверждающей прием наличных денег.
В связи с чем
деятельность адвокатских образований (в том числе адвокатских кабинетов) не
попадает под сферу действия Федерального закона N 54-ФЗ.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
26.01.2007