Проблемная ситуация: В течение 2006 г. организация
вместо КБК НДФЛ ошибочно указывала КБК "Страховые взносы на ОПС в РФ,
зачисляемые в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии". Обязан ли
был налоговый орган сообщить о факте переплаты страховых взносов? Какой орган
уполномочен производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых
взносов? Имеются ли основания для начисления пеней по НДФЛ в данном случае и
если да, возможен ли их пересчет?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 января 2007 г. N 03-02-07/1-25
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросам, входящим в
компетенцию Департамента, сообщает следующее.
Реквизиты, предусмотренные Приказом
Минфина России от 24.11.2004 N 106н "Об утверждении правил указания
информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных
платежей в бюджетную систему Российской Федерации", при заполнении
расчетных документов разносятся налоговым органом в карточки "Расчеты с
бюджетом". Приказом ФНС России от 12.05.2005 N ШС-3-10/201@ утверждены
Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с
бюджетом".
Как следует из
письма, вместо КБК, соответствующего коду "Налог на доходы физических лиц
с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 224
Кодекса, за исключением доходов, полученных физическими лицами,
зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, частных
нотариусов и других лиц, занимающихся частной практикой", ошибочно указан
КБК "Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской
Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской
Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии". Таким образом, по
налогу на доходы физических лиц, зачисляемому на соответствующий
КБК, образовалась недоимка, а по страховым взносам на обязательное пенсионное
страхование - переплата.
В соответствии с абз. 2 и 3 ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ
"Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее
- Федеральный закон N 167-ФЗ) правоотношения, связанные с обязательным
пенсионным страхованием в Российской Федерации за счет средств бюджета
Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе за счет средств,
направляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации из федерального
бюджета в соответствии с Федеральным законом N
167-ФЗ, регулируются законодательством Российской Федерации. Правоотношения,
связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное
страхование, в том числе в части осуществления контроля за
их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и
сборах, если иное не предусмотрено Федеральным законом N 167-ФЗ.
Согласно п. 9 ст. 7
Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть
первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по
совершенствованию налогового администрирования" суммы налогов, сборов,
пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 г. и
подлежащие возврату в соответствии со ст. ст. 78,
79 и 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс),
возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в
порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона от
27.07.2006 N 137-ФЗ.
Пунктом 3 ст. 78 Кодекса предусмотрено,
что налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем
известном налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне
уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта.
Правила, предусмотренные данной статьей, применяются также при зачете или
возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные
внебюджетные фонды (п. 13 ст. 78 Кодекса). Однако указанной статьей не
предусматривалось, что ее правила распространяются на страховые взносы на
обязательное пенсионное страхование, которые не являются налогом и сбором.
Статья 25 Федерального закона N 167-ФЗ
возлагает на налоговые органы только контроль за
правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование в порядке, определяемом законодательством Российской
Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Федеральным законом N 167-ФЗ не определен
уполномоченный орган, который должен производить зачет (возврат) излишне
уплаченных сумм страховых взносов и порядок его проведения, а также не
установлено, что зачет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование
осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 78 Кодекса.
Для обеспечения законодательного
регулирования порядка зачета (возврата) сумм излишне уплаченных страховых
взносов на обязательное пенсионное страхование требуется внести изменения в
Федеральный закон N 167-ФЗ, направленные на определение органа, уполномоченного
производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование, и порядка его проведения.
В связи с тем
что Федеральным законом N 167-ФЗ не определены уполномоченный орган, который
должен производить зачет (возврат) сумм излишне уплаченных страховых взносов, а
также порядок проведения зачета (возврата), споры по вопросу о зачете
(возврате) указанных сумм в настоящее время разрешаются в судебном порядке.
Обязанность по уплате
налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк
поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного
остатка на счете налогоплательщика, а также после вынесения налоговым органом
или судом в порядке, установленном ст. 78 Кодекса, решения о зачете излишне
уплаченных (взысканных) сумм налогов (п. 2 ст. 45 Кодекса в редакции до
01.01.2007).
Согласно п. 2 ст. 57 Кодекса при уплате
налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и
на условиях, предусмотренных Кодексом.
Конституционный Суд Российской Федерации
в Определении от 04.07.2002 N 202-О указал, что пеня является дополнительным
платежом, направленным на компенсацию потерь государственной казны в результате
недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки
уплаты налога.
Кодекс не предусматривал порядка
пересчета пеней в случае подачи налогоплательщиком в налоговый орган заявления
об исправлении ошибок, допущенных им при оформлении поручения на уплату налога
(основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус
налогоплательщика).
Поскольку положение
п. 7 ст. 45 Кодекса (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) о
пересчете пеней при уточнении платежа дополнительно гарантирует защиту прав налогоплательщиков
(налоговых агентов, плательщиков сборов), оно в соответствии с п. 3 ст. 5
Кодекса имеет обратную силу и распространяется также на поручения на
перечисление налогов (сборов), при оформлении которых до 1 января 2007 г.
допущены вышеуказанные ошибки.
Порядок исчисления и уплаты пеней за
несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование
регулируется ст. 26 Федерального закона N 167-ФЗ, которым не предусмотрен
пересчет пеней в случае, если плательщик допустил ошибку в оформлении поручения
на перечисление страхового взноса на обязательное пенсионное страхование в
бюджетную систему Российской Федерации.
Законодательство о налогах и сборах
регулирует властные отношения по установлению, введению в действие и взиманию
налогов и сборов. В ст. 45 Кодекса (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N
137-ФЗ) не указано, что ее положения распространяются на страховые взносы на
обязательное пенсионное страхование. Следовательно, п. 7 указанной статьи не
применяется в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное
страхование.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
29.01.2007