| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: В некоторых областях сложилась критическая ситуация с выплатой зарплаты работникам производственных предприятий материальной сферы. Такое положение возникло в результате ведомственного толкования соотношения норм об очередности списания денежных средств с расчетного счета организации, установленных ст.15 Закона "Об основах налоговой системы в РФ" и п.2 ст.855 ГК РФ. Разъяснение, данное Минфином, Госналогслужбой и Центробанком в Письме от 22.08.96, фактически отменяет п.2 ст.855 ГК, что недопустимо. Государственная Дума РФ приняла 11 октября с.г. Постановление N 682-II ГД, в котором указала, что данное Письмо не соответствует ГК РФ. Просьба разъяснить сложившуюся ситуацию.

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 20 ноября 1996 г. N 04-01-01

 

Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации рассмотрело Ваше письмо и сообщает следующее.

В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в пункт 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации", принятым Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 18 июля 1996 г., который был подписан Президентом Российской Федерации 12 августа 1996 г. N 110-ФЗ, при недостаточности денежных средств на счете клиента для удовлетворения всех предъявленных к нему требований банки обязаны производить списание денежных средств по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет в четвертую очередь, т.е. после списания средств по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда, которые исполняются в третью очередь.

Между тем сегодня в народном хозяйстве (не считая бюджетной сферы) уже имеется задолженность по выплате заработной платы в сумме около 40 трлн. рублей. Причем большая часть такой задолженности имеется у предприятий, являющихся одновременно и должниками бюджета. И это в ситуации, когда общая задолженность предприятий и организаций по налоговым платежам только в федеральный бюджет уже превысила 50 трлнублей.

Поэтому реализация данного Закона могла привести практически к полному приостановлению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней со всеми вытекающими из этого катастрофическими для государства последствиями. Причем приостановление налоговых поступлений в условиях отсутствия каких-либо экономических механизмов ограничения расходов на оплату труда могло бы продолжаться сколь угодно долго, поскольку одновременно с погашением старой задолженности по выплате заработной платы своим работникам предприятиями начисляется новая заработная плата с соответствующим восстановлением задолженности.

В сложившейся ситуации во избежание указанных последствий Минфин России, Госналогслужба России и Банк России были вынуждены оперативно подготовить и довести до мест указания, разъясняющие порядок применения этого Федерального закона (Письмо Минфина РФ, ГНС РФ и ЦБ РФ от 22 августа 1996 г. N 76, ВГ-6-09/597, 318, зарегистрировано Минюстом РФ 27 августа 1996 г. N 1154). В соответствии с п.5 Положения о порядке государственной регистрации ведомственных нормативных актов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.92 N 305 "О государственной регистрации ведомственных нормативных актов", вышеуказанное совместное Письмо прошло правовой анализ соответствия его законодательству Российской Федерации и государственную регистрацию в Минюсте России.

Существо этих разъяснений состоит в том, что Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК) регулирует исключительно отношения между участниками гражданских правоотношений, основным отличительным признаком которых является равенство сторон (ч.1 ст.1 ГК). К иным отношениям, в частности, к отношениям, основанным на властном подчинении одной стороны другой (включая налоговые отношения), нормы ГК не применяются (ч.3 ст.2 ГК). Правда, из этого общего правила могут быть установлены исключения, но только в том случае, если нормы законов, регулирующих отношения, основанные, в частности, на властном подчинении одной стороны другой, содержат прямые ссылки на то, что такие отношения регулируются в соответствии с правилами, установленными гражданским законодательством.

Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", который является основополагающим законом, регулирующим налоговые отношения, установлена обязанность налогоплательщика своевременно и в полном размере уплачивать налоги (ст.1). При этом каждое предприятие-налогоплательщик до наступления срока платежа обязано сдать платежное поручение на перечисление налогов в учреждение банка. Указанные платежные поручения подлежат исполнению банками в первоочередном порядке (ст.15).

Указанное Письмо разъясняет, что возникшее противоречие между нормами гражданского и налогового законодательства разрешается в пользу последнего, то есть при недостаточности средств на счете налогоплательщика должна применяться норма о первоочередности списания с него средств по платежным документам на уплату налогов в бюджет и платежей в государственные внебюджетные фонды, в том числе и в отношении перечислений или выдачи средств на оплату труда работников.

Вместе с тем указанное Письмо по вполне понятным причинам было крайне негативно воспринято предприятиями, являющимися должниками бюджета, профсоюзами и банками. Следствием такой реакции стало рассмотрение этого вопроса в Государственной Думе Российской Федерации в связи с обращением в нее Федерации независимых профсоюзов России. Данный вопрос рассматривался на заседании Государственной Думы Российской Федерации 4 октября т.г., где позиция ведомств, подписавших это Письмо, была подробно и аргументированно изложена Министерством финансов Российской Федерации.

К сожалению, наши доводы не были приняты во внимание, и без всякого конструктивного обсуждения этого вопроса Государственной Думой было предложено Минфину России, Банку России и Госналогслужбе России до 8 октября текущего года отозвать указанное выше Письмо, а 11 октября 1996 г. было принято Постановление "О порядке применения пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации", которым разъяснено, что при установлении очередности списания денежных средств со счетов клиентов применяется ст.855 Гражданского кодекса Российской Федерации, а не позиция налогового законодательства.

Что касается принятого Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации Постановления от 11 октября 1996 г. N 682-II ГД "О порядке применения пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации", то ст.103 Конституции Российской Федерации определена сфера компетенции Государственной Думы, в рамках которой она вправе принимать постановления. Поскольку толкование и разъяснение федеральных законов не относится к вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации к ведению Государственной Думы, она не вправе была принимать указанное Постановление.

Вместе с тем следует отметить, что проблема невыплаты заработной платы для многих предприятий действительно весьма остра. И действительно, предприятия-должники бюджета в случае прямого следования положениям указанного выше Письма лишаются возможности легального получения средств на заработную плату до того, как они полностью рассчитаются по своим налоговым обязательствам перед государством.

С целью выработки взаимоприемлемых решений по разрешению возникших правовых коллизий и в целях предотвращения неисполнения бюджета, а также в целях урегулирования сложившейся ситуации с выплатой заработной платы во взаимоувязке с очередностью уплаты налогов в бюджет на правительственном уровне создается комиссия, которой будет прорабатываться также вопрос о резервировании части средств, направляемых на выплату заработной платы.

 

20.11.96 Заместитель Министра финансов


Российской Федерации

С.Д.ШАТАЛОВ

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024