Проблемная ситуация: В некоторых областях сложилась
критическая ситуация с выплатой зарплаты работникам производственных
предприятий материальной сферы. Такое положение возникло в результате
ведомственного толкования соотношения норм об очередности списания денежных средств с расчетного счета организации, установленных ст.15
Закона "Об основах налоговой системы в РФ" и п.2 ст.855 ГК РФ.
Разъяснение, данное Минфином, Госналогслужбой и Центробанком в Письме от
22.08.96, фактически отменяет п.2 ст.855 ГК, что недопустимо. Государственная
Дума РФ приняла 11 октября с.г. Постановление N
682-II ГД, в котором указала, что данное Письмо не соответствует ГК РФ. Просьба
разъяснить сложившуюся ситуацию.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 ноября 1996 г. N 04-01-01
Министерство финансов Российской
Федерации в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации
рассмотрело Ваше письмо и сообщает следующее.
В соответствии с
Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в пункт 2 статьи
855 Гражданского кодекса Российской Федерации", принятым Государственной
Думой Федерального Собрания Российской Федерации 18 июля 1996 г., который был
подписан Президентом Российской Федерации 12 августа 1996 г. N 110-ФЗ, при
недостаточности денежных средств на счете клиента для удовлетворения всех
предъявленных к нему требований банки обязаны производить списание денежных средств по платежным документам, предусматривающим платежи в
бюджет в четвертую очередь, т.е. после списания средств по платежным документам,
предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для
расчетов по оплате труда, которые исполняются в третью очередь.
Между тем сегодня в народном хозяйстве
(не считая бюджетной сферы) уже имеется задолженность по выплате заработной
платы в сумме около 40 трлн. рублей. Причем большая часть такой задолженности
имеется у предприятий, являющихся одновременно и должниками бюджета. И это в
ситуации, когда общая задолженность предприятий и организаций по налоговым
платежам только в федеральный бюджет уже превысила 50 трлн.рублей.
Поэтому реализация данного Закона могла
привести практически к полному приостановлению налоговых
поступлений в бюджеты всех уровней со всеми вытекающими из этого
катастрофическими для государства последствиями. Причем приостановление
налоговых поступлений в условиях отсутствия каких-либо экономических
механизмов ограничения расходов на оплату труда могло бы продолжаться
сколь угодно долго, поскольку одновременно с погашением старой задолженности по
выплате заработной платы своим работникам предприятиями начисляется новая
заработная плата с соответствующим восстановлением задолженности.
В сложившейся
ситуации во избежание указанных последствий Минфин России, Госналогслужба
России и Банк России были вынуждены оперативно подготовить и довести до мест
указания, разъясняющие порядок применения этого Федерального закона (Письмо
Минфина РФ, ГНС РФ и ЦБ РФ от 22 августа 1996 г. N 76, ВГ-6-09/597, 318,
зарегистрировано Минюстом РФ 27 августа 1996 г. N 1154). В соответствии с п.5 Положения о порядке государственной регистрации
ведомственных нормативных актов, утвержденного Постановлением Правительства
Российской Федерации от 08.05.92 N 305 "О государственной регистрации
ведомственных нормативных актов", вышеуказанное совместное Письмо прошло
правовой анализ соответствия его законодательству Российской Федерации и
государственную регистрацию в Минюсте России.
Существо этих разъяснений состоит в том,
что Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК) регулирует исключительно
отношения между участниками гражданских правоотношений, основным отличительным
признаком которых является равенство сторон (ч.1 ст.1 ГК). К иным отношениям, в
частности, к отношениям, основанным на властном подчинении одной стороны другой
(включая налоговые отношения), нормы ГК не применяются (ч.3 ст.2 ГК). Правда,
из этого общего правила могут быть установлены исключения, но только в том
случае, если нормы законов, регулирующих отношения, основанные, в частности, на
властном подчинении одной стороны другой, содержат прямые ссылки на то, что
такие отношения регулируются в соответствии с правилами, установленными
гражданским законодательством.
Законом Российской Федерации "Об
основах налоговой системы в Российской Федерации", который
является основополагающим законом, регулирующим налоговые отношения,
установлена обязанность налогоплательщика своевременно и в полном размере
уплачивать налоги (ст.1). При этом каждое предприятие-налогоплательщик до
наступления срока платежа обязано сдать платежное поручение на перечисление
налогов в учреждение банка. Указанные платежные поручения подлежат исполнению
банками в первоочередном порядке (ст.15).
Указанное Письмо
разъясняет, что возникшее противоречие между нормами гражданского и налогового
законодательства разрешается в пользу последнего, то есть при недостаточности
средств на счете налогоплательщика должна применяться норма о первоочередности
списания с него средств по платежным документам на уплату налогов в бюджет и
платежей в государственные внебюджетные фонды, в том числе и в отношении
перечислений или выдачи средств на оплату труда работников.
Вместе с тем указанное Письмо по вполне
понятным причинам было крайне негативно воспринято предприятиями, являющимися
должниками бюджета, профсоюзами и банками. Следствием такой реакции стало рассмотрение
этого вопроса в Государственной Думе Российской Федерации в связи с обращением
в нее Федерации независимых профсоюзов России. Данный вопрос рассматривался на
заседании Государственной Думы Российской Федерации 4 октября т.г., где позиция ведомств, подписавших это Письмо, была
подробно и аргументированно изложена Министерством финансов Российской
Федерации.
К сожалению, наши
доводы не были приняты во внимание, и без всякого конструктивного обсуждения
этого вопроса Государственной Думой было предложено Минфину России, Банку
России и Госналогслужбе России до 8 октября текущего года отозвать указанное
выше Письмо, а 11 октября 1996 г. было принято Постановление "О порядке
применения пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации",
которым разъяснено, что при установлении
очередности списания денежных средств со счетов клиентов применяется ст.855
Гражданского кодекса Российской Федерации, а не позиция налогового
законодательства.
Что касается принятого Государственной
Думой Федерального Собрания Российской Федерации Постановления от 11 октября
1996 г. N 682-II ГД "О порядке применения пункта 2 статьи 855 Гражданского
кодекса Российской Федерации", то ст.103 Конституции Российской Федерации
определена сфера компетенции Государственной Думы, в рамках которой она вправе
принимать постановления. Поскольку толкование и разъяснение федеральных законов
не относится к вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации к ведению
Государственной Думы, она не вправе была принимать указанное Постановление.
Вместе с тем следует отметить, что
проблема невыплаты заработной платы для многих предприятий действительно весьма
остра. И действительно, предприятия-должники бюджета в случае прямого
следования положениям указанного выше Письма лишаются возможности легального
получения средств на заработную плату до того, как они полностью рассчитаются
по своим налоговым обязательствам перед государством.
С целью выработки
взаимоприемлемых решений по разрешению возникших правовых коллизий и в целях
предотвращения неисполнения бюджета, а также в целях урегулирования сложившейся
ситуации с выплатой заработной платы во взаимоувязке
с очередностью уплаты налогов в бюджет на правительственном уровне создается
комиссия, которой будет прорабатываться также вопрос о резервировании части
средств, направляемых на выплату заработной платы.
20.11.96 Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ