Проблемная ситуация: В целях предотвращения незаконной
реализации алкогольной продукции и обеспечения полноты сборов налогов не будет ли рациональным в розничной сети: ввести
количественные ограничения продаваемых партий алкогольных изделий, запретить
использование товарного чека в качестве документа, подтверждающего факт
получения алкогольной продукции?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 ноября 1996 г. N 04-03-01
Министерство финансов Российской
Федерации по поручению Правительства Российской Федерации рассмотрело Ваше
письмо о пресечении сокрытия доходов от реализации алкогольной продукции и по
согласованию с Госналогслужбой России, МВЭС России и Росалкогольмонополией
сообщает следующее.
По мнению Минфина России и Госналогслужбы
России, введение количественного ограничения продаваемых партий алкогольных
изделий и запрет на использование товарного чека в качестве документа,
подтверждающего факт получения алкогольной продукции в розничной сети, не решит
проблему незаконного оборота алкогольной продукции и, кроме того, ущемляет
права потребителей. Внесение изменений в определения оптового и розничного
товарооборота также не приведет к увеличению поступлений доходов в бюджет.
В соответствии с Инструкцией по
определению розничного товарооборота и товарных запасов юридическими лицами, их
обособленными подразделениями независимо от форм собственности, осуществляющими
розничную торговлю и общественное питание, утвержденной Постановлением
Госкомстата России от 01.04.96 N 25, под розничным товарооборотом понимается
продажа потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от
каналов реализации.
Кроме того, в розничный товарооборот
включается также продажа товаров за наличный расчет юридическим лицам и их
обособленным подразделениям.
Однако при этом следует иметь в виду, что
в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.94
N 1258 предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами
ограничен суммой 2 млн.руб.
по одному платежу.
Согласно указанной Инструкции количество
товара, отпускаемого покупателю, не ограничивается.
В настоящее время Госкомстатом России
разрабатывается инструкция по учету оптового товарооборота.
На основе Общероссийского классификатора
видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП), утвержденного
Постановлением Госстандарта России 06.08.93 N 17, к сфере оптовой торговли
относится деятельность по продаже товаров розничным торговцам, промышленным,
коммерческим, учрежденческим или профессиональным пользователям или же другим
оптовым торговцам.
При розничной продаже продовольственных
товаров подтверждением факта покупки товара в том или ином предприятии является
кассовый чек, который в соответствии с Законом Российской Федерации "О
применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с
населением" должен выдаваться покупателю вместе с покупкой.
Что касается товарного чека, то он
выдается при продаже только непродовольственных товаров вместе с кассовым чеком
и является документом, подтверждающим факт покупки и дающим покупателю право на
предъявление претензии по качеству приобретенного товара. Оптовые же операции
должны оформляться соответствующими сопроводительными документами, в частности
товарно-транспортными накладными.
Согласно ст.16 Федерального закона
"О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и
алкогольной продукции" от 22.11.95 N 171-ФЗ право оптовой торговли
алкогольной продукцией предоставлено только юридическим лицам. Таким образом,
оптовая торговля алкогольной продукцией, осуществляемая физическими лицами, в
том числе гражданами-предпринимателями, является незаконным видом деятельности.
Кроме того, п.10
Правил розничной торговли алкогольной продукцией на территории Российской
Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от
19.08.96 N 987 "О мерах по ужесточению порядка торговли алкогольной
продукцией", предусмотрено, что не допускается розничная реализация
алкогольной продукции, полученной от изготовителя или оптового продавца, не имеющего
соответствующей лицензии на производство и оборот этой продукции.
В соответствии со ст.4 Федерального
закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового
спирта и алкогольной продукции" субъекты Российской Федерации могут
устанавливать дополнительные, помимо установленных
законом, ограничения на реализацию алкогольной продукции.
Что касается
лицензионных сборов за оптовую продажу алкогольной продукции, то они
установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.95 N 197
"О введении платы за выдачу лицензий на производство, розлив, хранение и
оптовую продажу алкогольной продукции" и должны уплачиваться всеми
организациями, осуществляющими указанный вид деятельности, независимо от
применения надбавок к цене приобретения и получения прибыли.
20.11.96 Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ