Проблемная ситуация: О порядке наследования и учета
выморочного имущества, а также о порядке передачи его в собственность субъектов
РФ или в собственность муниципальных образований.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 19 февраля 2007 г. N 02-3-04/3@
Федеральная налоговая служба, рассмотрев
письмо, сообщает следующее.
В соответствии с п. 2 ст. 1151
Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) выморочное имущество
переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской
Федерации.
Согласно п. 3 ст. 1151 ГК РФ порядок
наследования и учета выморочного имущества, а также порядок передачи его в
собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных
образований определяется законом.
Соответствующий федеральный закон до
настоящего времени не принят.
В соответствии с п.
2 ст. 4 Федерального закона от 26.11.2001 N 147-ФЗ "О введении в действие
части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" изданные до
введения в действие части третьей Кодекса нормативные акты Верховного Совета
РСФСР, Верховного Совета Российской Федерации, не являющиеся законами, и
нормативные акты Президиума Верховного Совета РСФСР, Президента Российской Федерации
и Правительства Российской Федерации, а также применяемые на территории Российской Федерации нормативные акты Верховного Совета
СССР, не являющиеся законами, и нормативные акты Президиума Верховного Совета
СССР, Президента СССР и Правительства СССР по вопросам, которые согласно части
третьей ГК РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют
впредь до введения в действие соответствующих законов.
Согласно п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени
Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять
имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде
органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами,
определяющими статус этих органов.
Подпункт "к" п. 18 Положения о
Государственной налоговой службе Российской Федерации, утвержденного Указом
Президента Российской Федерации от 31.12.1991 N 340, предусматривает в качестве
функции налоговых органов осуществление работы по учету, оценке и реализации
имущества, перешедшего по праву наследования к государству.
Обязанность по учету, оценке и реализации
имущества, перешедшего по праву наследования к государству, возложена на
налоговые органы Положением о порядке учета, оценки и реализации
конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву
наследования к государству, и кладов, утвержденным Постановлением Совета
Министров СССР от 29.06.1984 N 683 (далее - Положение). Непосредственный
порядок передачи такого имущества налоговым органам, его учета, оценки и
реализации установлен Инструкцией Минфина СССР от 19.12.1984 N 185 "О
порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества,
имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов"
(далее - Инструкция).
Исходя из изложенного до принятия
соответствующего федерального закона работа по учету, оценке и реализации
выморочного имущества, перешедшего по праву наследования по закону к
государству, осуществляется налоговыми органами в порядке, установленном
Положением и Инструкцией.
Одновременно сообщается, что в
соответствии с п. 5.30 Положения о Федеральном агентстве по управлению
федеральным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской
Федерации от 27.11.2004 N 691, Федеральное агентство по управлению федеральным
имуществом принимает в установленном порядке имущество, обращенное в
собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество.
Однако согласно п.
2 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 N 691
Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом является
уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права
акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением
случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством
Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).
Порядок, указанный в п. 5.30 Положения о
Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного Постановлением
Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 N 691, определяющий отличный от предусмотренного Положением и Инструкцией, в настоящее
время не установлен.
Таким образом,
вступление в силу указанного Постановления Правительства Российской Федерации
не изменило порядок учета, оценки и реализации выморочного имущества, в
соответствии с которым работу по учету, оценке и реализации выморочного
имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность
Российской Федерации, осуществляют налоговые органы в порядке, установленном
Положением и Инструкцией (в части, урегулированной Положением и Инструкцией).
Документом, подтверждающим право
государства на наследство, является свидетельство о праве государства на
наследство, выдаваемое нотариальным органом соответствующему налоговому органу.
Свидетельство о праве на наследство
выдается налоговому органу в порядке, установленном гл. 64 ГК РФ и гл. 11 Основ
законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 (далее
- законодательство о нотариате).
Отказ в совершении нотариального действия
может быть обжалован налоговым органом в соответствии со ст. ст. 33 и 39
законодательства о нотариате.
В соответствии с пп.
"а" п. 6 Положения и пп. "а" п.
16 Инструкции строения (в том числе жилые дома и части их) передаются
налоговыми органами безвозмездно в ведение соответствующих органов местного
самоуправления.
В соответствии с п.
1 Приложения 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от
27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в
Российской Федерации на федеральную собственность, государственную
собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей,
автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и
муниципальную собственность" объектами, относящимися к муниципальной
собственности, являются объекты государственной собственности, расположенные на
территориях, находящихся в ведении
соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения),
районного (за исключением районов в городах) органа местного самоуправления, в
том числе жилищный фонд.
Таким образом, субъектами права
собственности на перешедшее по праву наследования к государству имущество,
относящееся к муниципальной собственности, являются муниципальные образования в
порядке, установленном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от
27.12.1991 N 3020-1, в лице соответствующих органов местного самоуправления.
Изложенное подтверждается п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики
разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных
прав".
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право
собственности на недвижимые вещи, возникновение этих прав, переход и
прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном
реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость
и сделок с ней.
При этом в силу ст.
ст. 124, 125 ГК РФ, ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и
с учетом п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации от 25.02.1998 N 8 от имени муниципального образования права
собственника осуществляют органы местного самоуправления; последние выступают от имени муниципального образования в случае
государственной регистрации прав на недвижимое имущество, принадлежащее
муниципальному образованию.
Кроме того, согласно п. 1 ст. 1152 ГК РФ
для приобретения выморочного имущества (ст. 1151 ГК РФ) принятие наследства не
требуется.
В соответствии с п. 4 ст. 1152 ГК РФ
принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия
наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо
от момента государственной регистрации права наследника на наследственное
имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Учитывая изложенное,
строения (в том числе жилые дома и части их), перешедшие в порядке наследования
по закону в собственность Российской Федерации, передаются налоговыми органами
безвозмездно в ведение соответствующих органов местного самоуправления. Государственная регистрация прав на указанное имущество налоговыми
органами не осуществляется.
Кроме этого, сообщаем, что Федеральный
арбитражный суд Волго-Вятского округа в Постановлении от 24.04.2006 по делу N
А17-4735/5/2005 подтвердил, что при наследовании выморочного имущества,
перешедшего в установленном порядке по праву наследования к государству, от
имени Российской Федерации выступают налоговые органы.
М.П.МОКРЕЦОВ
19.02.2007