Проблемная ситуация: Вправе ли организация, не
осуществляющая деятельность в сфере электроэнергетики, при исчислении налога на
имущество использовать льготу по п. 11 ст. 381 НК РФ в отношении находящихся у
нее на балансе линий электропередачи, а также сооружений, являющихся их
неотъемлемой технологической частью, используемых для собственных и
производственных нужд?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 марта 2007 г. N 03-05-06-01/16
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ООО о
предоставлении льготы по налогу на имущество организаций по п. 11 ст. 381 части
второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает.
В соответствии с п.
11 ст. 381 Кодекса организации освобождаются от налогообложения налогом на
имущество организаций в отношении находящихся на балансе железнодорожных путей
общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования,
магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а
также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных
объектов, в соответствии с Перечнем имущества, относящегося к указанным
объектам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от
30.09.2004 N 504 (далее -
Перечень).
При применении раздела Перечня, относящегося
к налоговой льготе по налогу на имущество организаций в части линий
электропередачи и относящихся к ним сооружений, необходимо иметь в виду
следующее.
Статьей 3
Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике"
(далее - Закон) определено, что электроэнергетика - это отрасль экономики
Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений,
возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме
комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи
электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в
электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием
производственных и иных имущественных объектов
(в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на
праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании
субъектам электроэнергетики или иным лицам.
При этом объекты
электроэнергетики определены как имущественные объекты, непосредственно
используемые в процессе производства, передачи электрической энергии,
оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической
энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства (линии электропередачи,
трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное
предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи
электрической энергии оборудование).
Пунктом 1 ст. 5 Закона установлено, что
технологическую основу функционирования электроэнергетики составляют единая
национальная (общероссийская) электрическая сеть, территориальные
распределительные сети, по которым осуществляется передача электрической
энергии, и единая система оперативно-диспетчерского управления.
В соответствии со
ст. 7 Закона единая национальная (общероссийская) электрическая сеть
представляет собой комплекс электрических сетей и иных объектов электросетевого
хозяйства, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном
федеральными законами основании субъектам электроэнергетики и обеспечивающих
устойчивое снабжение электрической энергией потребителей, функционирование
оптового рынка, а также параллельную работу российской электроэнергетической
системы и электроэнергетических систем иностранных государств. Положение, критерии и порядок ведения реестра объектов
электросетевого хозяйства единой национальной (общероссийской) электрической
сети утверждены Постановлениями Правительства Российской Федерации от
28.10.2003 N 648 и от 26.01.2006 N 41.
Экономической основой функционирования
электроэнергетики является обусловленная технологическими особенностями
функционирования объектов электроэнергетики система отношений, связанных с
производством и оборотом электрической энергии на оптовом
и розничных рынках (п. 2 ст. 5 Закона).
Данным Законом установлены субъекты
электроэнергетики, к которым отнесены лица, осуществляющие деятельность в сфере
электроэнергетики, в том числе производство электрической и тепловой энергии,
поставки (продажу) электрической энергии, энергоснабжение потребителей,
предоставление услуг по передаче электрической энергии,
оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической
энергии, организацию купли-продажи электрической энергии; а также потребители
электрической и тепловой энергии, к которым отнесены лица, приобретающие
электрическую и тепловую энергию для собственных бытовых и (или)
производственных нужд (ст. 3 Закона).
Учитывая изложенное,
налоговая льгота в отношении линий энергопередачи, а
также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных
объектов, может быть предоставлена только организациям, осуществляющим
экономическую деятельность в сфере электроэнергетики и на балансе которых
учитываются электрические сети и иные объекты электросетевого хозяйства,
входящие в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Как следует из письма, организация
деятельность в сфере электроэнергетики не осуществляет, а является потребителем
электрической энергии для собственных и производственных нужд. Следовательно,
находящиеся на балансе организации электрическое оборудование и сооружения,
используемые для собственных и производственных нужд, не могут рассматриваться
как линии энергопередачи, к которым согласно Закону
относятся электрические сети и иные объекты электросетевого хозяйства, входящие
в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, в связи
с чем организация не вправе использовать налоговую льготу по п. 11 ст. 381
Кодекса в соответствии с Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства
Российской Федерации от 30.09.2004 N 504, в части линий энергопередачи,
а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных
объектов.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
16.03.2007