Проблемная ситуация: Является ли неправильное
исчисление суммы НДС в связи с необоснованным
использованием льготы по налогу основанием для применения ответственности,
предусмотренной пп. "а" и "б"
ст.13 Закона "Об основах налоговой системы в РФ"? Подпадают ли под
обложение НДС лицензионные платежи за использование товарного знака,
выплачиваемые в соответствии с лицензионным договором, зарегистрированным в
установленном законодательством порядке? Какой критерий должен быть использован
для определения места реализации при оказании услуг по
транспортировке импортируемых грузов в РФ с точки зрения обложения НДС?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 декабря 1996 г. N 04-03-01
В связи с Вашими
вопросами об ответственности налогоплательщиков за неправомерное применение
льгот по налогу на добавленную
стоимость, о взимании этого налога при оплате лицензионных платежей за
использование товарного знака, а также при транспортировке импортируемых грузов
Департамент налоговых реформ сообщает следующее.
Согласно пп."а" и "б" ст.13 Закона Российской
Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"
налогоплательщик, нарушивший налоговое законодательство, несет ответственность
за сокрытие или неучет объекта налогообложения, а
также за ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного
порядка. В связи с этим в случае неправомерного применения
льгот по налогу на добавленную стоимость, повлекшего занижение суммы
платежей в бюджет по этому налогу, налогоплательщики должны нести ответственность
в соответствии с указанными положениями Закона Российской Федерации "Об
основах налоговой системы в Российской Федерации".
В соответствии с пп."к" п.1 ст.5 Закона Российской Федерации "О
налоге на добавленную стоимость" патентно-лицензионные операции (кроме
посреднических), связанные с объектами промышленной собственности,
освобождаются от налога на добавленную стоимость.
Согласно ст.1 Патентного закона
Российской Федерации к объектам промышленной собственности относятся
изобретения, полезные модели и промышленные образцы. В связи с этим пп."к" п.12 Инструкции
Государственной налоговой службы Российской Федерации от 11 октября 1995 г. N
39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость"
определено, что платежи по зарегистрированным в установленном порядке
лицензионным договорам о предоставлении патентообладателем прав другому лицу на
использование охраняемого патентом объекта промышленной собственности
(изобретения, полезной модели, промышленного образца) освобождаются от налога
на добавленную стоимость.
Статьей 1 Парижской конвенции по охране
промышленной собственности товарные знаки отнесены к объектам охраны
промышленной собственности.
Согласно ст.37 Патентного закона
Российской Федерации в случае, если международным договором Российской
Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Патентном
законе, то применяются правила международного договора.
Учитывая
изложенное, платежи по зарегистрированным в установленном порядке лицензионным
договорам о предоставлении владельцем товарного знака права другому лицу на его
использование налогом на добавленную стоимость не облагаются.
В соответствии с пп."г" п.5 ст.4 Закона Российской Федерации "О
налоге на добавленную стоимость" в целях применения налога на добавленную
стоимость местом оказания транспортных услуг признается место фактического
осуществления перевозок с учетом покрываемого расстояния. При этом местом
реализации таких услуг признается Российская Федерация, если более половины
всего покрываемого расстояния приходится на ее территорию. Указанный критерий
может применяться при транспортировке импортируемых товаров в Российскую
Федерацию.
Одновременно сообщается, что поскольку пп."а" п.1 ст.5 Закона
Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" услуги по
транспортировке экспортируемых товаров от налога на добавленную стоимость
освобождены независимо от протяженности покрываемого расстояния, Правительством
Российской Федерации внесено предложение в Государственную Думу Российской
Федерации об отмене нормы о месте реализации транспортных услуг.
03.12.96 Руководитель Департамента
налоговых реформ -
член Коллегии
А.И.ИВАНЕЕВ