Проблемная ситуация: О применении ставок земельного
налога в размере 0,3 процента или 1,5 процента в отношении земельных участков,
занятых коллективными и индивидуальными овощехранилищами, в зависимости от
указания в правоустанавливающих документах на данные участки категорий земель,
перечисленных в пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 марта 2007 г. N 03-05-05-02/14
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения ставки земельного
налога в отношении земельных участков, занятых коллективными и индивидуальными
овощехранилищами, и сообщает следующее.
С 1 января 2006 г.
на всей территории Российской Федерации вступила в силу гл. 31 "Земельный
налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), согласно
которой земельный налог устанавливается в качестве местного налога, вводится в
действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными
правовыми актами представительных органов муниципальных образований и
обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.
Устанавливая земельный налог,
представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в
пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки уплаты налога.
Налогоплательщиками земельного налога в
соответствии со ст. 388 Кодекса признаются организации и физические лица,
обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного
(бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
На основании п. 1 ст. 131 Гражданского
кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на
недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение
подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами,
осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с
ней.
Таким образом, основанием для взимания
земельного налога является правоустанавливающий документ на земельный участок.
Согласно гл. 31 Кодекса ставки земельного
налога устанавливаются в процентах от налоговой базы, которая определяется в
соответствии со ст. 390 Кодекса как кадастровая стоимость земельных участков.
В зависимости от категории земель ст. 394
Кодекса определены максимальные размеры налоговых ставок, конкретные размеры
которых устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов
муниципальных образований.
В частности, налоговые ставки,
устанавливаемые нормативными правовыми актами представительных органов
муниципальных образований, не могут превышать 0,3 процента в отношении
земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к
землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и
используемых для сельскохозяйственного производства; занятых
жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального
комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на
объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры
жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного
строительства; предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства,
огородничества или животноводства; в отношении прочих земельных участков ставки
земельного налога не могут превышать 1,5 процента налоговой базы.
При этом представительные органы
муниципальных образований вправе принимать решения об установлении
дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категории земель и (или)
разрешенного использования земельного участка (п. 2 ст. 394 Кодекса).
Таким образом, налогообложение земельных
участков осуществляется в зависимости от того, какая категория и (или) вид разрешенного использования установлены в отношении
земельного участка.
При применении налоговой ставки в
отношении земель сельскохозяйственного назначения или земель в составе зон
сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для
сельскохозяйственного производства необходимо учитывать положения земельного
законодательства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 77 Земельного
кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения
признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского
хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель
сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли,
занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями,
предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных
(вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а
также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства,
хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Земельными
участками в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях
признаются земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а
также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения,
которые используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до
момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами
населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.
Учитывая
изложенное, считаем, что если в правоустанавливающих документах на земельные
участки, занятые коллективными и индивидуальными овощехранилищами, указана
такая категория, как земли сельскохозяйственного назначения (земли в составе
зон сельскохозяйственного использования в поселениях), используемые для
сельскохозяйственного производства, то налогообложение указанных земельных
участков осуществляется в соответствии с пп. 1 п. 1
ст. 394 Кодекса по ставке земельного налога в размере 0,3 процента.
В случае отнесения земельных участков,
занятых коллективными и индивидуальными овощехранилищами, к категориям земель,
не указанным в пп. 1 п. 1 ст. 394 Кодекса,
налогообложение таких земельных участков производится по ставке земельного
налога в размере 1,5 процента.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
26.03.2007