Проблемная ситуация: Областное государственное
унитарное предприятие сдает в аренду недвижимое имущество, принадлежащее ему на
праве хозяйственного ведения. В каком объеме перечисляются в бюджет суммы
арендной платы? Как учитываются указанные суммы при исчислении налога на
прибыль ОГУП? Должно ли предприятие уплачивать налог на имущество организаций с
имущества, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 марта 2007 г. N 03-03-06/4/28
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о налогообложении сумм арендной
платы, получаемых областными государственными унитарными предприятиями (ОГУП)
при сдаче государственного имущества в аренду, и об уплате налога на имущество
организаций в отношении такого имущества и в рамках своей компетенции сообщает.
Как следует из запроса, ОГУП осуществляет
операции по предоставлению государственного недвижимого имущества, переданного
ему в хозяйственное ведение, в аренду сторонним организациям, которые
перечисляют суммы арендной платы в бюджет.
1. В соответствии со ст. 113 Гражданского
кодекса Российской Федерации имущество государственного или муниципального
унитарного предприятия находится соответственно в государственной или
муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве
хозяйственного ведения или оперативного управления.
Статьей 295 Гражданского кодекса
Российской Федерации установлены права собственника в отношении имущества,
находящегося в хозяйственном ведении. Определено, в частности, что предприятие
не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения
недвижимое имущество, сдавать его в аренду или иным способом распоряжаться этим
имуществом без согласия собственника. Установлено, что собственник имеет право
на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в
хозяйственном ведении предприятия.
Аналогичная по смыслу норма содержится в
ст. 17 "Порядок реализации собственником имущества унитарного предприятия
права на получение прибыли от использования имущества, принадлежащего
унитарному предприятию" Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О
государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Кроме того,
указанным Законом установлено, что государственное или муниципальное предприятие
перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его
распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
В соответствии со
ст. 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации к неналоговым доходам от
использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной
собственности, учитываемым в доходах бюджетов, относятся, в частности,
средства, получаемые в виде арендной платы либо иной платы за сдачу во
временное владение и пользование или во временное пользование имущества,
находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты
налогов и сборов, предусмотренных
законодательством о налогах и сборах.
Таким образом, законодательством
предусмотрено перечисление в бюджет сумм средств, полученных от сдачи государственного
(муниципального) имущества в аренду, по нормативу от суммы, оставшейся после
уплаты налогов и сборов, установленных законодательством Российской Федерации о
налогах и сборах.
В соответствии с положениями гл. 25
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при сдаче в
установленном порядке в аренду федерального имущества, находящегося на праве
хозяйственного ведения, ОГУП обязано учитывать доходы в виде арендной платы при
формировании налоговой базы для исчисления налога на прибыль организаций в
составе внереализационных доходов.
Доходы от сдачи имущества в аренду
включаются в налоговую базу по налогу на прибыль организаций наряду со всеми
другими доходами унитарного предприятия, учитываемыми в целях налогообложения,
и облагаются в общеустановленном порядке.
При этом такие
доходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций могут
быть уменьшены на расходы, соответствующие критериям, предусмотренным ст. 252
Кодекса, в состав которых включаются налог на имущество, арендная плата за
земельный участок, занимаемый организацией, в части, приходящейся на сдаваемое
в аренду имущество, а также амортизация по этому имуществу и эксплуатационные
расходы по его содержанию, не оплачиваемые
арендатором.
2. Согласно п. 1 ст.
374 Кодекса объектом налогообложения по налогу на имущество организаций для
российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая
имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или
доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на
балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным
порядком ведения бухгалтерского учета.
В соответствии с Приказом Минфина России
от 13.10.2003 N 91н "Об утверждении Методических указаний по
бухгалтерскому учету основных средств" (п. п. 21, 22, 49) на балансе
организации в составе основных средств учитывается имущество, находящееся на
праве собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления.
Таким образом, по находящемуся у ОГУП в
хозяйственном ведении государственному имуществу налог на имущество организаций
должен исчисляться ОГУП в общеустановленном порядке.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
28.03.2007