Проблемная ситуация: О включении ФГУП в состав
внереализационных доходов при формировании налоговой базы для исчисления налога
на прибыль доходов в виде арендной платы, получаемой ФГУП от сдачи в аренду
недвижимого имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 марта 2007 г. N 03-03-06/4/32
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке учета в целях
налогообложения прибыли арендной платы при сдаче в аренду недвижимого
имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного
ведения, и сообщает следующее.
В соответствии со ст. 113 Гражданского
кодекса Российской Федерации имущество государственного или муниципального
унитарного предприятия находится соответственно в государственной или
муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве
хозяйственного ведения или оперативного управления.
Статьей 295 Гражданского кодекса
Российской Федерации установлены права собственника в отношении имущества,
находящегося в хозяйственном ведении. Определено, в частности, что предприятие
не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения
недвижимое имущество, сдавать его в аренду или иным способом распоряжаться этим
имуществом без согласия собственника. Установлено, что собственник имеет право
на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в
хозяйственном ведении предприятия.
Аналогичная по смыслу норма содержится в
ст. 17 "Порядок реализации собственником имущества унитарного предприятия
права на получение прибыли от использования имущества, принадлежащего
унитарному предприятию" Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О
государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Кроме того,
указанным Законом установлено, что государственное или муниципальное
предприятие перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в
его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
В соответствии со
ст. 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации к доходам от использования
имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности,
учитываемым в доходах бюджетов в качестве неналоговых доходов, относятся, в
частности, средства, получаемые в виде арендной платы либо иной платы за сдачу
во временное владение и пользование или во временное пользование имущества,
находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и
сборах.
При этом необходимо
учитывать, что норматив отчислений неналоговых доходов в объеме 100% в
федеральный бюджет, указываемый в приложении N 2 к федеральному закону о
федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, устанавливает пропорцию
централизации доходов федерального бюджета в аспекте принципа разграничения
доходов и расходов между бюджетами разных уровней и на налоговые правоотношения
никоим образом не влияет.
Таким образом, при заключении договора
аренды между организацией и ФГУП арендные платежи должны уплачиваться
непосредственно федеральному государственному унитарному предприятию и
использоваться последним в соответствии с положениями налогового и бюджетного
законодательства.
В соответствии с положениями гл. 25
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при сдаче в
установленном порядке в аренду федерального имущества, находящегося на праве
хозяйственного ведения, ФГУП обязано учитывать доходы в виде арендной платы при
формировании налоговой базы для исчисления налога на прибыль организаций в составе
внереализационных доходов.
При этом следует учитывать, что в
соответствии со ст. 252 Кодекса в целях гл. 25 Кодекса налогоплательщик
уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, которые должны
быть обоснованны, документально подтверждены и
произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
30.03.2007