Проблемная ситуация: Об отсутствии у
акционерного общества обязанностей налогового агента по налогу на прибыль при
выплате дивидендов по акциям органу государственной власти или местного
самоуправления, действующему от имени РФ, субъекта РФ или муниципального
образования, являющихся собственниками ценных бумаг.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 апреля 2007 г. N 03-03-06/4/38
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу выплаты дивидендов по
акциям, находящимся в собственности Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации, и сообщает следующее.
Положениями п. п. 1
и 2 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)
установлено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные
неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной
власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих
органов.
От имени муниципальных образований своими
действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в п.
1 ст. 125 ГК РФ, органы местного самоуправления в рамках их компетенции,
установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 275
и п. 1 ст. 24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) если
источником дохода налогоплательщика является российская организация, указанная
организация признается налоговым агентом. Налоговыми агентами признаются лица,
на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению,
удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему
Российской Федерации.
Статьей 246 НК РФ установлен перечень
налогоплательщиков налога на прибыль организаций. При этом Российская
Федерация, субъект Российской Федерации и муниципальное образование в перечне
налогоплательщиков налога на прибыль организаций, установленном ст. 246 НК РФ,
отсутствуют.
Таким образом, в случае если орган
государственной власти или орган местного самоуправления, получая дивиденды по
акциям, действует от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации
или муниципального образования, являющихся собственниками таких ценных бумаг,
то у акционерного общества не возникает обязанности по исчислению, удержанию и
перечислению налога в бюджет. При этом вся сумма перечисленных акционерным
обществом дивидендов должна поступить в бюджет Российской Федерации, субъекта
Российской Федерации или муниципального образования.
Аналогичная позиция изложена в
Информационном письме Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98.
Настоящее письмо разъясняет порядок
налогообложения дивидендов, установленный ст. 275 гл. 25 НК РФ.
В соответствии с пп.
14 п. 7 Положения "О Министерстве юстиции Российской Федерации",
утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1313, Минюст России
осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных
органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности
человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих
межведомственный характер.
Настоящее письмо не может рассматриваться
в качестве нормативного правового акта, так как адресовано конкретному лицу и
не устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для
неопределенного круга лиц, что является обязательным признаком нормативного
правового акта.
Аналогичная позиция изложена в
Постановлении Президиума ВАС РФ от 19.09.2006 N 13322/04.
Таким образом, настоящее письмо не
подлежит государственной регистрации в Минюсте России.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
04.04.2007