Проблемная ситуация: Каков порядок применения
Постановления Правительства РФ от 24.12.94 "О лицензировании отдельных
видов деятельности": как определяются размеры платы за рассмотрение
заявления, платы за выдачу лицензии исходя из соответствующих затрат лицензионного
органа?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 декабря 1996 г. N 04-05-13/27
Департамент налоговых реформ рассмотрел
Ваше письмо о применении Постановления Правительства Российской Федерации от 24
декабря 1994 г. N 1418 и сообщает.
Пунктом 8 Постановления Правительства
Российской Федерации от 24 декабря 1994 г. N 1418 "О лицензировании
отдельных видов деятельности" установлено, что размеры платы за
рассмотрение заявления и платы за выдачу лицензии определяются исходя из соответствующих
затрат органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности. При этом
плата за рассмотрение заявления и плата за выдачу лицензии поступает в доход
бюджета, за счет которого содержится орган, уполномоченный на ведение
лицензионной деятельности.
Кроме того, данным Постановлением
определено, что лицензионную деятельность осуществляют федеральные органы
исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, являющиеся по существу бюджетными организациями и на которые в полной
мере распространяется действие Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ
"Об основах государственной службы Российской Федерации".
Согласно п.4 ст.15 этого Закона расходы,
связанные с предоставлением гарантий государственному служащему (в т.ч. по обеспечению необходимых для исполнения их
должностных обязанностей условий работы, медицинскому обслуживанию, служебному
транспорту и т.д.), производятся за счет соответствующего бюджета.
С учетом этого под соответствующими
затратами лицензионного органа могут пониматься только отдельные виды затрат,
связанные с обеспечением лицензионной деятельности и не связанные с содержанием
аппарата лицензионного органа. К ним, в частности, могут относиться затраты на
изготовление бланков заявлений, бланков лицензий, бланков заключений и т.п.,
учитываемые в смете расходов бюджетной организации.
Придерживаясь данной позиции,
Минэкономики России и Минфин России разработали в соответствии с Постановлением
Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 г. N 1418 Порядок
установления платы за лицензию NN СИ-1-Д, 04-05-13 от 1 июня 1995 г.
При этом надо иметь в виду, что в плату
за лицензию не должна включаться оплата труда независимых экспертов в случае
проведения обследования или экспертизы.
Однако, учитывая, что действие данного
Постановления не распространяется на те виды
деятельности, особый порядок лицензирования которых установлен правовыми актами
Российской Федерации и Президента Российской Федерации, большинство из них
требует решения в соответствующем законодательном акте.
В настоящее время
Минэкономики России, Минфином России совместно с заинтересованными
министерствами и ведомствами Российской Федерации подготовлен и в установленном
порядке направлен на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации
проект Федерального закона "О лицензировании отдельных видов
деятельности", целью которого является обеспечение единой государственной
политики в области лицензирования, установление общей правовой и
организационной основы ведения лицензионной деятельности.
Важнейшими положениями законопроекта
являются:
впервые дается определение основных
понятий, связанных с лицензированием;
предусматривается разграничение
полномочий в области лицензирования Правительства Российской Федерации,
федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления. При этом все основные регулирующие
функции (определение лицензионных органов, утверждение порядка ведения
лицензионной деятельности и др.) возлагаются на Правительство Российской
Федерации;
устанавливаются основные правила
оформления и выдачи лицензии;
предусматривается осуществление контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований
и условий, ответственность должностных лиц лицензионных органов за нарушение
законодательства о лицензировании и ответственность юридических лиц и граждан
при осуществлении лицензируемых видов деятельности;
устанавливается единый подход к системе
лицензионных сборов путем ограничения их верхнего предела 100-кратным установленным
законом минимальным размером оплаты труда. Сбор должен
зачисляться в бюджет, за счет которого содержится лицензионный орган. При этом конкретные размеры сборов по видам деятельности
устанавливаются либо Правительством Российской Федерации, либо органами власти
субъектов Российской Федерации;
устанавливается исчерпывающий перечень
видов деятельности, подлежащих лицензированию на территории Российской
Федерации, который вбирает в себя виды деятельности, лицензирование которых уже
предусмотрено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации,
постановлениями Правительства Российской Федерации, при определенном их
сокращении.
14.12.96 Заместитель руководителя
Департамента налоговых реформ
А.И.КОСОЛАПОВ