Проблемная ситуация: О полномочиях представительных
органов местного самоуправления по установлению ставок налога на имущество
физических лиц и предоставлению льгот отдельным категориям налогоплательщиков -
физических лиц.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 апреля 2007 г. N 03-05-05-01/08
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросам, относящимся к
компетенции Департамента, сообщает следующее.
В соответствии со ст. ст. 12 и 15
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налог на имущество
физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Кодексом и
нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных
районов), городских округов о налоге и обязателен к уплате на территориях
соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов.
В настоящее время порядок налогообложения
имущества физических лиц установлен Законом Российской Федерации от 09.12.1991
N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон).
Согласно п. 1 ст. 1 Закона
налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические
лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом
объектами налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные
строения, помещения и сооружения (ст. 2 Закона).
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона ставки
налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными
правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости
от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные
органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в
установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости,
типа использования и по иным критериям, т.е. ставки могут устанавливаться в
зависимости от того, жилое это помещение или нежилое, используется для
хозяйственных нужд или коммерческих, кирпичные, блочные или из дерева строения,
помещения и сооружения и т.п.
Статьей 4 Закона установлены категории
налогоплательщиков, освобождаемые от уплаты налога на имущество физических лиц.
Кроме того, Закон не исключает возможности предоставления налоговых льгот иным
категориям налогоплательщиков. Так, на основании п. 4 ст. 4 Закона органам
местного самоуправления предоставлено право устанавливать
налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Учитывая, что затронутые в письме
проблемы могут быть разрешены органами местного самоуправления посредством
установления минимальных налоговых ставок, а также установления льгот для
различных категорий налогоплательщиков, считаем нецелесообразным в настоящее
время внесение изменений в Закон в части установления единой налоговой ставки.
Одновременно сообщаем,
что в настоящее время Государственной Думой Федерального Собрания Российской
Федерации принят в первом чтении проект федерального закона N 51763-4 "О
внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и
некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (далее -
законопроект), предусматривающий включение в Налоговый кодекс Российской
Федерации главы "Местный налог на недвижимость".
Кроме того, в
соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2004
N 187 "Вопросы Министерства экономического развития и торговли Российской
Федерации" Минэкономразвития России осуществляет функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в частности,
оценочной деятельности, а также осуществляет координацию и контроль
деятельности находящегося в его ведении Федерального агентства кадастра
объектов недвижимости.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
17.04.2007