Проблемная ситуация: Об определении площади торгового
зала, арендуемого организацией, в целях применения ЕНВД при розничной торговле,
и о неправомерности использования услуг сторонней организации для проведения
денежных расчетов с применением контрольно-кассовой техники с покупателями.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 апреля 2007 г. N 03-11-04/3/132
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам применения системы
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для розничной торговли
и правомерности использования услуг сторонней организации для проведения
расчетов контрольно-кассовой техникой и сообщает.
В соответствии с п.
2 ст. 346.26 гл. 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)
система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может
применяться по решениям представительных органов муниципальных районов,
городских округов, законодательных (представительных) органов государственной
власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении
розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью
торгового зала не более 150 квадратных
метров по каждому объекту организации торговли.
При этом ст. 346.27 Кодекса определено,
что площадь торгового зала - часть магазина, павильона (открытой площадки),
занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров,
проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь
контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего
персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала
относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных,
административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения
товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание
покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала
определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
В целях гл. 26.3
Кодекса к инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые
имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект
стационарной торговой сети (организации общественного питания), содержащие
необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке
помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования
данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт
на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей),
разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие
документы).
Если согласно правоустанавливающим
документам площадь торгового зала, арендуемая организацией, не превышает 150
квадратных метров, то возможно применение системы налогообложения в виде
единого налога на вмененный доход.
Что касается вопроса об использовании
услуг сторонней организации для проведения денежных расчетов за проданные
товары с покупателями, то необходимо учитывать следующее.
В соответствии с п.
1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении
контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и
(или) расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовая
техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории
Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и
индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных
расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения
работ или оказания услуг.
Согласно ст. 5 указанного Федерального
закона организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие сделки
купли-продажи товаров за наличный расчет, обязаны применять контрольно-кассовую
технику и выдавать покупателям кассовые чеки.
В соответствии с
Положением о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта
контрольно-кассовых машин в Российской Федерации, утвержденным Решением
Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым
машинам (далее - ГМЭК) от 06.03.1995, Протокол N 2/18-95 (с изм. и доп.), Центр
технического обслуживания вправе осуществлять передачу контрольно-кассовых
машин в аренду предприятиям и организациям, применяющим контрольно-кассовые
машины, с последующей их регистрацией в налоговых органах указанными предприятиями и организациями.
Положением по
применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с
населением, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства
Российской Федерации от 30.07.1993 N 745 (в ред. Постановления Правительства
Российской Федерации от 07.08.1998 N 904) (далее - Положение), установлено, что
денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании
услуг на территории Российской Федерации производятся всеми организациями,
предприятиями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями, а также физическими лицами,
осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица (далее именуются - организации), с обязательным применением
контрольно-кассовых машин, допущенных к использованию ГМЭК и включенных ГМЭК в
Государственный реестр контрольно-кассовых машин, используемых на территории
Российской Федерации.
Пунктом 4 Положения определено, что
организация, осуществляющая денежные расчеты с населением с применением
контрольно-кассовых машин, обязана выдавать покупателям (клиентам) чек или
вкладной (подкладной) документ, напечатанный контрольно-кассовой машиной. На выдаваемом покупателям (клиентам) чеке или вкладном (подкладном)
документе должны отражаться реквизиты: наименование организации;
идентификационный номер организации-налогоплательщика; заводской номер
контрольно-кассовой машины; порядковый номер чека; дата и время покупки
(оказания услуги); стоимость покупки (услуги); признак фискального режима.
При этом контрольно-кассовая техника,
применяемая организациями (за исключением кредитных организаций) и
индивидуальными предпринимателями, должна быть зарегистрирована в налоговых
органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в
качестве налогоплательщика.
Из вышеназванных норм следует, что
применение одной организацией контрольно-кассовой техники, зарегистрированной
другой организацией, неправомерно.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
25.04.2007