Проблемная ситуация: В соответствии с соглашением
между Ассоциацией российских операторов сетей связи (некоммерческой
организацией) и иностранным участником (юридическое лицо) последний
обязан перечислить на безвозмездной основе целевое отчисление на содержание
Ассоциации. АОЗТ (оператор связи) является членом Ассоциации операторов. При
создании АОЗТ условиями введения лицензии было предусмотрено внесение
иностранным участником безвозмездного и безвозвратного вклада. На основании
членства между АОЗТ и Ассоциацией достигнуто соглашение о безвозмездном и
безвозвратном вкладе - капитальном вложении на развитие производственной базы
АОЗТ. В связи с этим Ассоциация намерена просить иностранного участника
перечислить денежные средства по соглашению между ними сразу в адрес АОЗТ.
Каков порядок применения налога на прибыль и НДС при получении средств от
иностранных учредителей в качестве безвозмездного и безвозвратного вклада?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 декабря 1996 г. N 04-03-11
В связи с Вашими запросами о порядке
уплаты налога на добавленную стоимость и налога на прибыль при получении
средств от иностранных учредителей в качестве безвозмездного и безвозвратного
вклада Министерство финансов Российской Федерации сообщает следующее.
В соответствии с действующим
законодательством по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль
средства учредителей, зачисляемые в уставные фонды в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации, налогообложению не подлежат.
Как следует из представленных Вами
дополнительно материалов, средства, полученные АОЗТ от иностранного инвестора,
не являются вкладом в уставный фонд.
В том случае, если получателем указанных
средств в качестве безвозмездного и безвозвратного
вклада являлось АОЗТ, то эти средства подлежат в составе внереализационных
доходов включению в налогооблагаемую базу для исчисления налога на прибыль.
Если же получателем указанных средств
являлась Ассоциация российских операторов сети, то эта Ассоциация будет
являться плательщиком налога на прибыль с полученных сумм, которые также должны
рассматриваться, по нашему мнению, как ее внереализационные доходы.
При условии перечисления этой Ассоциацией
средств (после уплаты ею налога на прибыль) АОЗТ на капитальные вложения по
развитию производственной базы этого АОЗТ согласно действующему
законодательству указанное АОЗТ освобождается от
уплаты налога на прибыль.
Из представленных Вами материалов
усматривается, что перечисление средств иностранным инвестором производилось на
определенные цели, в сроки и в размерах, предусмотренных контрактами, в связи с
чем, по нашему мнению, получение указанных средств нельзя рассматривать как
безвозмездную безвозвратную помощь.
Что касается налога
на добавленную стоимость, то согласно Федеральному закону от 1 апреля 1996 г. N
25-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации
"О налоге на добавленную стоимость" в оборот, облагаемый этим
налогом, включаются любые получаемые предприятиями денежные средства, если их
получение связано с расчетами по оплате товаров, работ, услуг.
В связи с этим указанные денежные
средства подлежат включению в налогооблагаемый оборот только в тех случаях,
когда будет установлена связь их получения за реализуемые товары (работы,
услуги).
Вместе с тем сообщаем следующее. Как
следует из представленных материалов, одним из условий вступления в силу
лицензии, выданной АОЗТ на осуществление деятельности в области связи, является
условие, предусматривающее перечисление ему иностранным участником определенных
денежных средств. Однако, по мнению Министерства финансов Российской Федерации,
такое условие не вытекает из действующего законодательства, регулирующего
порядок лицензирования деятельности в области связи. Так,
Временное положение о связи в Российской Федерации, утвержденное Указом
Президента Российской Федерации от 31 июля 1992 г. N 810, которое действовало в
период выдачи лицензии, Постановление Правительства Российской Федерации от 24
декабря 1994 г. N 1418 "О лицензировании отдельных видов
деятельности", Положение о лицензировании деятельности в области связи в
Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской
Федерации от 5 июня 1994 г. N 642, и Федеральный закон от 16 февраля
1995 г. "О связи" (статья 15) не предусматривают связи между выдачей
лицензии и определенными действиями третьих лиц.
20.12.96 Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ