Проблемная ситуация: Российская организация оказывает
услуги по предоставлению российским и иностранным организациям рыболовных судов
с экипажем во временное пользование для ведения промысла в исключительной
экономической зоне РФ. Что является местом оказания услуг для целей НДС в
данном случае? Применяется ли в рассматриваемой ситуации абз.
2 п. 2 ст. 148 НК РФ?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 мая 2007 г. N 03-07-08/103
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении налога на
добавленную стоимость в отношении услуг по предоставлению российским и
иностранным организациям рыболовных судов с экипажем во временное пользование
для ведения промысла в исключительной экономической зоне Российской Федерации, оказываемых
российскими организациями, и сообщает следующее.
Подпунктом 1 п. 1 ст. 146 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что объектом
налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по
реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Статьей 67 Конституции Российской
Федерации определено, что территория Российской Федерации включает в себя
территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, а также
воздушное пространство над ними. При этом согласно ст. 2 Федерального закона от
31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и
прилежащей зоне Российской Федерации" под территориальным морем понимается
примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс
шириной 12 морских миль.
В соответствии со ст. 1 Федерального
закона от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне
Российской Федерации" исключительной экономической зоной Российской
Федерации является морской район, находящийся за пределами территориального
моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом.
Таким образом, исключительная
экономическая зона Российской Федерации не является территорией Российской
Федерацией.
Согласно пп.
4.1 п. 1 ст. 148 Кодекса местом реализации услуг по предоставлению морских
судов по договору фрахтования (включая договор аренды с экипажем),
предполагающему перевозку на этих судах, признается территория Российской
Федерации, если данные услуги, оказываются российской организацией и пункт
отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской
Федерации. При этом в соответствии с пп.
5 п. 1.1 данной статьи Кодекса местом реализации услуг, непосредственно
связанных с фрахтованием и не перечисленных в указанном пп.
4 п. 1 ст. 148 Кодекса, территория Российской Федерации не признается. Поэтому местом реализации услуг по предоставлению рыболовных судов
с экипажем во временное пользование для ведения промысла за пределами
территории Российской Федерации, в том числе в исключительной экономической
зоне Российской Федерации, не перечисленных в пп. 4.1
п. 1 ст. 148 Кодекса, оказываемых российскими организациями как российским, так
и иностранным организациям, территория Российской Федерации не признается и
указанные услуги объектом налогообложения налогом на добавленную
стоимость в Российской Федерации не являются.
Что касается положений абз. 2 п. 2 ст. 148 Кодекса, упомянутых в письме, то данные
положения в отношении услуг по предоставлению в пользование рыболовных судов по
договору аренды (фрахтования на время) с экипажем, используемых для добычи и
переработки биологических ресурсов, не применяются.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
08.05.2007