Проблемная ситуация: Об отсутствии у налоговых органов
полномочий по осуществлению возврата страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 мая 2007 г. N 03-02-07/1-252
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики сообщает, что письмо по вопросу о зачете излишне
уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование
направлено в Минздравсоцразвития России для рассмотрения
и ответа.
Минздравсоцразвития России является федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения, а также
осуществляющим координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации.
Страховые взносы на
обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные обязательные
платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и
персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина
на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере,
эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом
счете (ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном
пенсионном страховании в Российской
Федерации").
В соответствии со ст. 9 указанного
Федерального закона финансирование выплаты страховой и накопительной частей
трудовой пенсии осуществляется за счет средств бюджета Пенсионного фонда
Российской Федерации. При этом финансирование выплаты накопительной части
трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в
специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Согласно ст. 8 Налогового кодекса
Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально
безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме
отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или
оперативного управления денежных средств в целях
финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных
образований.
На разную правовую природу налога и
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование неоднократно
указывается Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации. Так, например, в
Постановлении от 22.04.2003 N 12355/02 и Информационном письме от 11.08.2004 N
79 Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отмечается, что
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию
налога, закрепленному в ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации, и не
являются составной частью единого социального налога.
Поскольку страховые взносы на
обязательное пенсионное страхование не имеют налогового характера, на них не
распространяется порядок зачета (возврата) сумм излишне уплаченных (взысканных)
налогов и сборов, установленный ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Федеральным законом от 15.12.2001 N
167-ФЗ не определен уполномоченный орган, который должен производить зачет
(возврат) сумм излишне уплаченных страховых взносов, а также порядок проведения
такого зачета (возврата).
Статьей 25 названного Федерального закона
на налоговые органы возложен только контроль за
правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное
страхование в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации,
регулирующим деятельность налоговых органов. Функции по осуществлению возврата
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на налоговые органы
данным Федеральным законом не возложены.
Полагаем, что в Федеральный закон от
15.12.2001 N 167-ФЗ требуется внесение изменений, направленных на определение
органа, уполномоченного производить зачет (возврат) сумм излишне уплаченных
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, и порядка его
проведения.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
24.05.2007