Проблемная ситуация: Об уплате государственной пошлины
за государственную регистрацию прекращения и расторжения договора аренды
нежилого помещения.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 мая 2007 г. N 03-05-06-03/27
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты государственной
пошлины за государственную регистрацию прекращения и расторжения договора
аренды нежилого помещения и сообщает.
В соответствии с п.
1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N
122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним
(или государственная регистрация прав) - юридический акт признания и
подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода
или прекращения прав на недвижимое имущество.
В соответствии с п. 2 ст. 26 Закона N
122-ФЗ договор аренды помещения или части помещения регистрируется как
обременение прав арендодателя соответствующего помещения (части помещения).
За государственную регистрацию прав
взимается государственная пошлина в соответствии с налоговым законодательством
(п. 1 ст. 11 Закона N 122-ФЗ).
Подпунктом 20 п. 1 ст. 333.33 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что государственная
пошлина уплачивается за государственную регистрацию прав, ограничений
(обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого
имущества.
Вместе с тем пп.
20 п. 1 ст. 333.33 Кодекса за государственную регистрацию прекращения и
расторжения ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, а также за
государственную регистрацию соглашения о расторжении ограничений (обременений)
прав на недвижимое имущество уплата государственной пошлины не предусмотрена.
В Законе N 122-ФЗ также не содержится
однозначного указания на то, что при прекращении и расторжении ограничений
(обременений) прав на недвижимое имущество должна уплачиваться государственная
пошлина.
Пунктом 22
Инструкции о порядке государственной регистрации договоров аренды недвижимого
имущества, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от
06.08.2004 N 135, установлено, что государственная регистрация прекращения и
расторжения договора аренды осуществляется посредством погашения
регистрационных записей в подразделах III-4 и III-1 ЕГРП в порядке,
установленном разд. VI Правил ведения Единого государственного реестра прав на
недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N
219. При расторжении договора аренды на основании соглашения сторон договора
также заполняется лист записи подраздела III-4 ЕГРП.
Учитывая изложенное
и принимая во внимание норму п. 7 ст. 3 Кодекса, согласно которой все
неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о
налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, государственная пошлина
при погашении регистрационной записи о прекращении и расторжении договора
аренды недвижимого имущества, а также за государственную регистрацию соглашения
о расторжении договора аренды недвижимого имущества не уплачивается (данная
позиция отражена в Постановлении Федерального
арбитражного суда Поволжского округа от 13 - 18.04.2006 по делу N
А49-11166/05).
Что касается
правомерности действий Управления федеральной регистрационной службы по
Нижегородской области по данному вопросу, то в соответствии с Положением о
Министерстве финансов Российской Федерации (далее - Минфин России),
утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N
329, в компетенцию Минфина России не входят вопросы, связанные с
нормативно-правовым регулированием в сфере регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним, а также Минфин
России не осуществляет координацию и контроль деятельности Росрегистрации.
Данные вопросы в соответствии с
Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России),
утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313,
относятся к компетенции Минюста России.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
25.05.2007