Проблемная ситуация: О представлении уточненного
расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за I квартал
2007 г. и начислении пени в связи с переоценкой основных средств по состоянию
на 1 января 2007 г., проводимой бюджетными организациями в 2007 г.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 мая 2007 г. N 03-05-05-01/29
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики, рассмотрев письмо о представлении уточненного
расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за I квартал
2007 г. и начислении пени в связи с переоценкой основных средств по состоянию
на 1 января 2007 г., проводимой бюджетными организациями в 2007 г., сообщает.
На основании п. 1
ст. 374 и п. 1 ст. 375 гл. 30 "Налог на имущество организаций" части
второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении
налоговой базы по налогу на имущество организаций признаваемые объектом
налогообложения основные средства учитываются по их остаточной стоимости,
сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского
учета. При этом налоговая база по налогу на
имущество организаций в соответствии с п. 4 ст. 376 Кодекса формируется исходя
из остаточной стоимости имущества по состоянию на 1 число каждого месяца календарного
года и 1 число месяца, следующего за налоговым периодом.
Из п. 4 ст. 376
Кодекса во взаимосвязи с положениями п. 1 ст. 374 и п. 1 ст. 375 Кодекса
следует, что при определении среднегодовой (средней) стоимости имущества за
налоговый (отчетный) период остаточная стоимость имущества на 1-е число каждого
месяца календарного года и 1-е число месяца, следующего за налоговым периодом,
должна учитываться в том значении, в котором она сформирована в соответствии с установленным порядком
ведения бухгалтерского учета на соответствующую дату.
Согласно
совместному Приказу Минэкономразвития России, Минфина России и Росстата от
02.10.2006 N 306/120н/139 "О проведении переоценки основных средств и
нематериальных активов бюджетных учреждений" (далее - Приказ Минэкономразвития
России, Минфина России и Росстата от 02.10.2006 N 306/120н/139) бюджетным
учреждениям необходимо осуществить по состоянию на 1 января 2007 г. переоценку
основных средств и нематериальных активов.
Переоценка
осуществляется путем индексации балансовой стоимости основных средств по
состоянию на 1 января 2007 г. на коэффициенты, разработанные Росстатом, и
проводится в соответствии с Порядком проведения переоценки основных средств и
нематериальных активов бюджетных учреждений, утвержденным совместным Приказом
Минэкономразвития России, Минфина России, Минимущества
России и Госкомстата России от 25.01.2003 N 25/6н/14/7 (далее - Порядок).
Пунктом 4 Порядка
предусмотрено, что переоценка основных средств по состоянию на 1 января 2007 г.
проводится бюджетными организациями в I полугодии 2007 г. в межотчетный
период (то есть в период реформации остатков баланса по счетам бюджетного учета
на 1 января 2007 г. до проведения переоценки на счета бюджетного учета на 1
января 2007 г. после проведения переоценки). Результаты переоценки отражают в балансе исполнения бюджета главного
распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130), в
балансе исполнения бюджета (ф. 0503120) в группе граф "На начало
года" и в Приложении к пояснительной записке "Сведения об изменении
остатков валюты баланса" (ф. 0503173) в составе годовой бюджетной
отчетности за 2007 г.
Поэтому результаты переоценки основных
средств учитываются в составе бухгалтерской отчетности за 2007 г. после ее
завершения в соответствии с реформацией остатков баланса по счетам бюджетного
учета по состоянию на 1 января 2007 г.
Следовательно,
результаты переоценки основных средств, проведенной бюджетным учреждением по
состоянию на 1 января 2007 г., должны быть учтены в налоговой декларации по
налогу на имущество организаций за 2007 г. начиная с 1 января т.г. по 1 января 2008 г. и по состоянию на 1 число каждого
месяца текущего налогового периода, а также в налоговых расчетах по авансовым
платежам, представляемых в налоговый орган
после отражения результатов переоценки в бухгалтерском учете бюджетной
организации.
Поэтому если
бюджетное учреждение проводит переоценку основных средств по состоянию на 1
января 2007 г. в течение I полугодия 2007 г., то расчет авансового платежа по
налогу на имущество организаций за I квартал 2007 г. производится без учета
результатов переоценки только в том случае, если результаты переоценки не
отражены в бухгалтерской отчетности за I квартал 2007 г.
В том случае, если результаты переоценки
основных средств отражены в бюджетном учете во II квартале 2007 г., то
перерасчет авансового платежа за I квартал 2007 г. не производится и пеня на недоначисленную сумму авансового платежа не начисляется.
Результаты переоценки основных средств,
отраженные в бухгалтерской отчетности за II квартал т.г.,
должны быть учтены бюджетной организацией для целей налогообложения при расчете
среднегодовой (средней) стоимости имущества за I полугодие, 9 месяцев и год начиная с 1 января 2007 г. по состоянию на 1-е число
каждого месяца налогового (отчетного) периода и на 1 января 2008 г.
Одновременно необходимо иметь в виду, что
в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой,
квартальной и месячной бюджетной отчетности, утвержденной Приказом Минфина
России от 21.01.2005 N 5н, годовая бюджетная отчетность составляется бюджетными
учреждениями на 1 января года, следующего за отчетным годом (п. 2 Инструкции).
В этой связи остатки по счетам
нефинансовых активов и амортизации по состоянию на 01.01.2007 в годовой
бюджетной отчетности за 2006 г. не будут равны вступительным остаткам по
указанным счетам на 01.01.2007 в годовой бюджетной отчетности за 2007 г.
Поэтому результаты проведенной в
соответствии с Приказом Минэкономразвития России, Минфина России и Росстата от
02.10.2006 N 306/120н/139 в I полугодии 2007 г. переоценки основных средств по
состоянию на 1 января 2007 г. не учитываются бюджетными учреждениями в
налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2006 г.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
28.05.2007