Проблемная ситуация: Организация применяет УСН
("доходы минус расходы"). 1. Подлежит ли обложению страховыми
взносами на ОПС сумма доплаты до фактического заработка, превышающая размер
пособия по беременности и родам, выплачиваемого из ФСС РФ? Вправе ли организация
учесть в расходах сумму указанной доплаты? 2. Вправе ли организация в целях
применения УСН учесть в расходах затраты на осуществление медицинского
освидетельствования работников?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 июня 2007 г. N 03-11-04/2/157
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу исчисления страховых
взносов на обязательное пенсионное страхование организацией, применяющей
упрощенную систему налогообложения, а также отнесения на расходы компенсации
сотрудникам, поступающим на работу в организацию, затрат на первичный
медицинский осмотр, и сообщает следующее.
1. Пунктом 2 ст. 346.11 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что организации,
применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых
взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального
закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в
Российской Федерации" объектом обложения страховыми взносами и базой для
начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база
по единому социальному налогу, установленные гл. 24 Кодекса.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 238 Кодекса не подлежат налогообложению
единым социальным налогом государственные пособия, выплачиваемые в соответствии
с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов
Российской Федерации, решениями представительных органов местного
самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по
уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам.
Статья 255 Трудового кодекса Российской
Федерации определяет, что женщинам на основании выданного в установленном
порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и
родам с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в
установленном федеральными законами размере.
Федеральным законом от 19.12.2006 N
234-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на
2007 год" установлено, что на период 2007 г. максимальный размер пособия
по временной нетрудоспособности, беременности и родам не может превышать за
полный календарный месяц 16 125 руб.
Доплата до фактического заработка,
превышающая размер пособия по беременности и родам, выплачиваемого из Фонда
социального страхования Российской Федерации, производится организацией на
основании трудового договора с работником за счет собственных средств и не
рассматривается как государственное пособие.
Таким образом, к суммам вышеназванной
доплаты не применяются положения ст. 238 Кодекса и, соответственно, такие
доплаты подлежат обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное
страхование в общеустановленном порядке.
Что касается вопроса учета при
налогообложении организацией сумм доплаты до фактического заработка гражданам
при оплате им отпуска по беременности и родам, то сообщаем.
В соответствии с п.
4 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении
пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан,
подлежащих обязательному социальному страхованию" финансирование выплаты
пособия по временной нетрудоспособности застрахованным лицам, работающим по
трудовым договорам, заключенным с организациями, применяющими упрощенную
систему налогообложения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от
31.12.2002 N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в
организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные
налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" (далее - Закон N
190-ФЗ).
Согласно ст. 2 Закона N 190-ФЗ пособие по
обязательному социальному страхованию таким категориям застрахованных выплачивается
за счет следующих источников:
средств Фонда социального страхования
Российской Федерации - в части суммы пособия, не превышающей за полный
календарный месяц одного минимального размера оплаты труда,
установленного федеральным законом;
средств работодателей - в части суммы
пособия, превышающей один минимальный размер оплаты труда,
установленный федеральным законом.
Расходы на оплату труда, выплату пособий
по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской
Федерации предусмотрены пп. 6 п. 1 ст. 346.16 Кодекса
и согласно п. 2 ст. 346.16 Кодекса принимаются при условии их соответствия
критериям, указанным в п. 1 ст. 252 Кодекса.
Пунктом 2 ст. 346.16 Кодекса определено,
что расходы, указанные в пп. 6 п. 1 указанной статьи,
принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на
прибыль организаций ст. 255 Кодекса.
В соответствии с п. 15 ст. 255 Кодекса к
расходам на оплату труда в целях гл. 25 Кодекса относятся расходы на доплату до
фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности,
установленную законодательством Российской Федерации.
Хотя пособия по
беременности и родам не являются пособиями по временной утрате
трудоспособности, но, учитывая, что данные пособия выплачиваются из Фонда
социального страхования Российской Федерации и основанием их выплаты являются
больничные листки, по нашему мнению, к доплате до фактического заработка при
оплате отпуска по беременности и родам применяется положение, содержащееся в п.
15 ст. 255 Кодекса.
Учитывая изложенное,
организация, применяющая упрощенную систему налогообложения с объектом
налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, вправе
расходы на доплату сотрудникам до фактического заработка при выплате пособия по
беременности и родам учесть в составе расходов.
2. В соответствии с пп.
5 п. 1 ст. 346.16 Кодекса налогоплательщики, применяющие упрощенную систему
налогообложения, вправе уменьшать полученные доходы на сумму произведенных
материальных расходов. Согласно п. 2 ст. 346.16 Кодекса материальные расходы
учитываются согласно перечню, приведенному в ст. 254 Кодекса.
Согласно пп. 6
п. 1 ст. 254 Кодекса в состав материальных расходов включаются услуги сторонних
организаций по контролю за соблюдением установленных
технологических процессов и по техническому обслуживанию основных средств.
В соответствии со ст. 213 Трудового
кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством,
работодатель обязан за счет собственных средств обеспечить предварительные (при
поступлении на работу) и периодические медицинские обследования сотрудников.
Пунктами 2.1 и 7.1
Санитарно-эпидемиологических правил "Общие требования по профилактике
инфекционных и паразитарных болезней. СП 3.1./3.2.1379-03", введенных в
действие Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от
09.06.2003 N 129, организация медицинских осмотров работников отдельных
профессий, производств и организаций отнесена к производственному контролю.
Перечень работ, при выполнении которых
требуется обязательное медицинское обследование работников организаций,
утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от
16.08.2004 N 83.
Поскольку из информации, изложенной в
письме, не усматривается, какой вид деятельности осуществляет организация, то в
случае, если выполняемые организацией работы включены в вышеназванный Перечень,
она вправе учитывать при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в
связи с применением упрощенной системы налогообложения, расходы по
осуществлению медицинского освидетельствования работников.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
04.06.2007