Проблемная ситуация: Возможна ли отмена указов
Президента N 1207 и N 1212, т.к. введение этих указов нанесет непоправимый
ущерб в первую очередь предприятиям оборонно-промышленного комплекса и поставит
их на грань полного прекращения производства?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 декабря 1996 г. N 01-10/04-5462
Министерство финансов Российской
Федерации в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации
рассмотрело Ваш запрос по поводу негативных последствий от введения в действие
положений указов Президента Российской Федерации от 18.08.96 NN 1207, 1212 и
сообщает следующее.
Сложившееся в экономике критическое
положение с расчетно-платежной дисциплиной, выразившееся
в том числе в колоссальном росте задолженности по налогам в бюджеты всех
уровней, привело фактически к кризису финансовую и бюджетную системы страны.
Поэтому в последнее время предпринимаются
решительные меры по преодолению кризисной ситуации с налоговыми неплатежами в
бюджеты всех уровней. С целью реализации таких мер на практике введен в
действие ряд указов Президента Российской Федерации, направленных в первую
очередь на разрешение проблемы собираемости налогов.
Принятие "августовского пакета"
указов Президента Российской Федерации (и среди них вышеупомянутые указы NN
1207 и 1212) было вызвано насущной потребностью принятия экстренных мер по
преодолению кризиса поступления налоговых платежей.
На наш взгляд, сами
по себе положения указов Президента Российской Федерации от 18.08.96 NN 1207 и
1212 на фоне уже действующих многочисленных льгот по налогам, включая отсрочки
по уплате задолженности по налогам, штрафам и пеням, содержащиеся в
законодательных и нормативных актах по налогам, не несут той разрушительной
силы и не могут причинить предприятиям и организациям непоправимый ущерб, о
которых говорится в Вашем письме.
Главной целью указов Президента
Российской Федерации от 18.08.96 NN 1207 и 1212 является ликвидация кризисной
ситуации с собираемостью налогов за счет принятия неординарных мер
соответствующими ведомствами по предотвращению уклонения от их уплаты. В силу
этого положения данных указов направлены прежде всего
на пресечение злоупотреблений со стороны предприятий и организаций при расчетах
с бюджетом по налогам и содержат конкретные предложения для соответствующих
служб по разработке методов борьбы с уклонениями от выполнения возложенных
налоговым законодательством обязательств.
Так, в частности, положения Указа
Президента от 18.08.96 N 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и
других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного
обращения" устанавливают введение на базе действующего расчетного счета
единого счета недоимщика для разрешения кризиса неплатежей по налогам и
упорядочения расчетов наличными денежными средствами.
Государственной
налоговой службой Российской Федерации и Центральным банком Российской
Федерации в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации
подготовлены разъяснения по реализации п.п.1-4, 9 и 10 Указа Президента
Российской Федерации от 18.08.96 N 1212 "О мерах по повышению собираемости
налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного
денежного обращения".
Так, в частности,
Государственной налоговой службой Российской Федерации выпущены указания о
порядке регистрации счетов недоимщиков в налоговых органах (Письмо
Госналогслужбы России от 30.08.96 N ВГ-4-12/56н, зарегистрировано в Минюсте
России 27.09.96 N 1168) и о порядке перечисления средств на счет недоимщика в
соответствии с п.п.1-4 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 N 1212
(доведено совместным Письмом Госналогслужбы России, Минфина России и Центробанка России от 04.11.96 N
ПВ-6-05/758 и 3-Б1-01 и от 28.10.96 N 351, зарегистрированным в Минюсте России
05.11.96 N 1188).
Центральный банк Российской Федерации в
свою очередь подготовил Указания от 12.11.96 N 360 "О первоочередных мерах
по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 N 1212",
которыми устанавливается порядок реализации на практике п.п.4, 9 и 10 данного
Указа и одновременно конкретизируются отдельные положения Указа.
В заключение необходимо подчеркнуть, что
принятие вышеназванных указов Президента Российской Федерации является
исключительно вынужденной мерой, вызванной крайне неудовлетворительным
состоянием с исполнением доходной части бюджета, и как всякая экстремальная
мера, она утрачивает свою актуальность с ликвидацией причины, ее побудившей, и,
значит, ее действие не может быть продолжительным.
30.12.96 Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ