Проблемная ситуация: Физическое лицо получает
материальную выгоду в виде экономии на процентах за пользование кредитными
средствами. Обязан ли банк выполнять функции налогового агента, если клиент не
уполномочил его представлять свои интересы в отношениях с налоговыми органами?
Освобождается ли банк от обязанностей налогового агента по НДФЛ при наличии
заявления клиента о неудержании налога с сумм
материальной выгоды?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 июня 2007 г. N 03-04-06-01/198
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты налога на
доходы физических лиц с дохода в виде материальной выгоды, полученной от
экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными)
средствами, и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
В соответствии с п. 2 ст. 212 Кодекса
определение налоговой базы при получении дохода в виде материальной выгоды,
выраженной как экономия на процентах при получении заемных (кредитных) средств,
осуществляется налогоплательщиком в сроки, определяемые пп.
3 п. 1 ст. 223 Кодекса, но не реже чем один раз в налоговый период.
Таким образом, положения ст. 212 Кодекса
регулируют общий порядок определения налоговой базы при получении доходов в
виде материальной выгоды, не определяя, на кого возложены обязанности по
удержанию и перечислению налога на доходы физических лиц в бюджетную систему
Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 226 Кодекса российские
организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик
получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить
сумму налога на доходы физических лиц.
Исключение составляют доходы, в отношении
которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. ст.
214.1, 227 и 228 Кодекса.
Таким образом, при получении
налогоплательщиком от организации дохода в виде материальной выгоды, полученной
от экономии на процентах за пользование заемными средствами, указанная организация
признается на основании ст. 226 Кодекса налоговым агентом и обязана исчислить,
удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога в бюджетную систему
Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 226 Кодекса
налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из
доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
В рассматриваемой ситуации у организации отсутствует возможность удержать налог на
доходы физических лиц у налогоплательщиков, поскольку в момент получения дохода
в виде материальной выгоды не происходит выплаты денежных средств
налогоплательщику.
Согласно п. 5 ст. 226 Кодекса при
невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый
агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих
обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о
невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика.
В такой ситуации исчисление и уплату
налога на доходы физических лиц налогоплательщик осуществляет самостоятельно в
порядке, предусмотренном ст. 228 Кодекса.
Обязанности налогового агента возложены
на организацию ст. 226 Кодекса, и для их исполнения не требуется получения
доверенностей от физических лиц на удержание и перечисление налога в бюджетную
систему Российской Федерации.
В то же время статус организации как
налогового агента, приобретаемый на основании норм Кодекса, не может быть
изменен по заявлению физического лица о неудержании
налога.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
25.06.2007