Проблемная ситуация: Возможно ли внесение в налоговое
законодательство изменений, связанных с предоставлением льгот негосударственным
пенсионным фондам и предусматривающих следующее:
1. При взимании налога на прибыль
налогооблагаемая база уменьшается на суммы пенсионных взносов, вносимых
вкладчиками в пользу граждан - участников пенсионных схем, в размере не более
150 минимальных размеров оплаты труда в год в пользу
каждого участника пенсионной схемы.
2. Для негосударственных пенсионных
фондов, являющихся учредителями пенсионных схем, инвестиционная прибыль,
получаемая в результате осуществления деятельности по управлению активами
пенсионных накоплений, за исключением сумм оплаты их услуг по ведению дел, в
целях налогообложения не включается в состав валовой прибыли этих фондов.
3. При взимании подоходного налога с
физических лиц в совокупный доход не включаются суммы пенсионных взносов,
уплаченных вкладчиками в пользу граждан - участников пенсионных схем, а также
инвестиционной прибыли, направляемой на увеличение пенсионных накоплений.
Налогообложению подлежит выплачиваемая участнику пенсия.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 января 1997 г. N 04-07-02
В связи с поручением Правительства
Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело
вопрос о необходимости внесения изменений в налоговое законодательство,
предусматривающих предоставление налоговых льгот негосударственным пенсионным фондам,
и сообщает следующее.
Действующая международная практика
допускает отнесение на затраты предприятий и организаций расходов, связанных со
страхованием жизни и здоровья работников (по накопительной схеме), отчислений в
негосударственные пенсионные фонды при условии, что указанные платежи
рассматриваются как элемент оплаты труда работников и включаются в базу
обложения всеми видами социальных налогов. Данная льгота предоставляется только
в тех случаях, когда осуществление платежей такого рода не сопровождается
безналоговым оттоком капиталов за границу, т.е., как правило, только в том
случае, когда эти отчисления сделаны в отечественные страховые компании и
пенсионные фонды. Одновременно с этим указанные платежи подлежат включению в
базу обложения подоходным налогом тех лиц, в пользу которых они осуществлены.
Во многих странах при взимании подоходного налога законодательством установлен
необлагаемый минимум.
В настоящее время в Российской Федерации
подобный механизм взаимосвязи подоходного налога и налога на прибыль
отсутствует.
В соответствии с
поручениями Правительства Российской Федерации Министерство финансов Российской
Федерации разработало и направило проект Федерального закона Российской
Федерации "О внесении дополнения в статью 3 Закона Российской Федерации
"О подоходном налоге с физических лиц", которым предлагается
освободить от уплаты налога с суммы взносов в негосударственные пенсионные
фонды, производимых предприятиями, учреждениями и организациями за своих
работников. Одновременно с этим предусматривается
обязанность негосударственных пенсионных фондов удерживать подоходный налог с
сумм выплачиваемых пенсий.
В случае принятия этого закона с
одновременным введением дополнительной льготы по налогу на прибыль (в части
отнесения на затраты отчислений на страхование жизни и здоровья работников и
платежей в негосударственные пенсионные фонды) возможно возникновение ситуаций,
когда при банкротстве пенсионных фондов или страховых компаний подоходный налог
в бюджет не поступит. В этом случае риск бюджетных потерь резко возрастает,
что, по нашему мнению, в условиях дефицита бюджета не оправдано и требует
дополнительного всестороннего изучения. В любом случае указанное предложение не
может быть принято до тех пор, пока суммы платежей в страховые компании (накопительное
страхование жизни и здоровья работников) и негосударственные пенсионные фонды
не будут налоговым законодательством квалифицироваться
как выплата заработной платы работников и не будет установлен минимальный
размер таких взносов, не подлежащий обложению подоходным налогом у физических
лиц.
В настоящее время ведется работа по
подготовке законов о негосударственном пенсионном обеспечении, о
негосударственных пенсионных фондах и о составе затрат, относимых на
себестоимость продукции и учитываемых при налогообложении. До определения на
законодательном уровне основных принципов и правил функционирования
негосударственных пенсионных фондов преждевременно вносить какие-либо изменения
в налоговое законодательство, особенно предусматривающие льготный порядок их
налогообложения.
Вместе с тем, повторно обращаем Ваше
внимание на то обстоятельство, что полномасштабная реализация в условиях
Российской Федерации предполагаемой льготы по налогу на прибыль приведет к
ущемлению интересов граждан, работающих в бюджетной сфере или отраслях с низкой
рентабельностью производства. В настоящее время защита социальных интересов
этой категории лиц осуществляется преимущественно за счет средств бюджета и
взносов по обязательным видам страхования.
Учитывая
изложенное, а также принимая во внимание сложности с формированием доходной
части бюджета, считаем нецелесообразным предоставлять дополнительные льготы по
налогу на прибыль негосударственным пенсионным фондам.
08.01.97 Руководитель Департамента
налоговых реформ
А.И.ИВАНЕЕВ