Проблемная ситуация: Коллективным договором
предусмотрена обязанность работодателя выплачивать компенсации к зарплате
работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а
также предоставление дополнительных дней отпуска. Подлежат ли налогообложению
НДФЛ и ЕСН доплаты к зарплате работников, занятых на работах с вредными
условиями труда, и суммы оплаты дополнительных дней отпуска?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 июля 2007 г. N 03-04-06-01/211
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения
выплат, производимых работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными
условиями труда, и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
В соответствии с п.
3 ст. 217 и пп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса не подлежат
налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом
все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными
актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов
местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных
в соответствии с законодательством Российской Федерации), в частности,
связанных с выполнением физическим лицом
трудовых обязанностей, а также связанных с возмещением вреда, причиненного
увечьем или иным повреждением здоровья.
Статья 146 Трудового кодекса Российской
Федерации (далее - Трудовой кодекс) устанавливает, что оплата труда работников,
занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми
условиями труда, производится в повышенном размере.
В соответствии со
ст. 147 Трудового кодекса оплата труда работников, занятых на тяжелых работах,
работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда,
устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками
(окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями
труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными
правовыми актами.
При этом ни Трудовой кодекс, ни иные
нормативные правовые акты Российской Федерации не рассматривают оплату труда в
части превышения тарифных ставок (окладов) в качестве компенсационной выплаты.
Из вышеизложенного следует, что доплаты к
заработной плате работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, не
могут рассматриваться в качестве компенсаций в смысле ст. 164 Трудового
кодекса, а повышают размер оплаты труда работников,
занятых на работах с вредными условиями труда, как это предусмотрено ст. 147
Трудового кодекса.
Соответственно, к таким доплатам не может
применяться п. 3 ст. 217 и пп. 2 п. 1 ст. 238
Кодекса, и они подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и
единым социальным налогом в установленном порядке.
Вместе с тем помимо
доплат к заработной плате работникам, занятым на работах с вредными условиями
труда, каждый работник в соответствии со ст. 219 Трудового кодекса имеет право
на компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением,
трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и работах с вредными и
(или) опасными условиями труда. При этом
размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными
и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в
порядке, определяемом Правительством Российской Федерации с учетом мнения
Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых
отношений.
Нормы упомянутых компенсаций в настоящее
время разрабатываются Минздравсоцразвития России. До
их утверждения Правительством Российской Федерации могут применяться нормы,
устанавливаемые локальным нормативным актом организации или коллективным
договором.
Основаниями для
предоставления компенсаций за работу с вредными условиями труда служат
результаты аттестации рабочих мест по условиям труда (наличие вредных
производственных факторов, травмоопасных участков,
оборудования, показателей тяжести, напряженности трудового процесса и т.д.),
которая проводится в соответствии с Постановлением Министерства труда и социального
развития Российской Федерации от 14.03.1997 N 12 "О проведении аттестации
рабочих мест по условиям труда".
Учитывая
изложенное, компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах,
работах с вредными и (или) опасными условиями труда, не устранимыми при
современном техническом уровне производства и организации труда, выплачиваемые
работодателем в дополнение к повышенной оплате труда в размере, установленном
коллективным договором, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц и
единым социальным налогом на основании п. 3 ст. 217 и пп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса.
В случае
возникновения сомнения в правомерности установления организацией
компенсационных выплат работникам, занятым на работах с вредными, тяжелыми или
опасными условиями труда, для решения данного вопроса налоговые органы в ходе
контрольной работы на основании пп. 11 п. 1 ст. 31
Кодекса вправе привлечь экспертов Федеральной службы по труду и занятости и
(или) органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской
Федерации, ведающих вопросами охраны
труда.
Статьей 117 Трудового кодекса
установлено, что работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными
условиями труда, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.
Перечень доходов, не подлежащих
налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом,
установленный ст. ст. 217 и 238 Кодекса, является исчерпывающим. Оплата дополнительных отпусков работникам, занятым на работах с
вредными условиями труда, не поименована в перечне выплат, освобождаемых от
налогообложения, установленных данными статьями Кодекса, и суммы указанной
оплаты подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым
социальными налогом в общеустановленном порядке.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
04.07.2007