Проблемная ситуация: 1. Прерывает ли выезд физлица из
РФ течение срока, необходимого для признания его налоговым резидентом РФ по
НДФЛ? 2. Применяется ли новый порядок определения налогового резидентства к правоотношениям, возникшим в 2006 г.? 3.
Считается ли иностранный гражданин налоговым резидентом РФ в случае
окончательного отъезда из РФ до достижения 183 дней нахождения в РФ в
календарном году, когда НДФЛ с доходов, выплаченных до отъезда, удерживался по
ставке 13% с учетом предшествующего 12-месячного периода? Следует ли в данной
ситуации руководствоваться критериями отнесения физических лиц к резидентам
того или иного государства, предусматриваемыми в соглашениях об избежании двойного налогообложения?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 июля 2007 г. N 03-04-06-01/210
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке определения статуса
физического лица - налогового резидента Российской Федерации и в соответствии
со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет
следующее.
1. С 1 января 2007 г.
вступили в силу положения п. п. 2 и 3 ст. 207 Кодекса, введенные Федеральным
законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и
часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по
совершенствованию налогового администрирования" (далее - Федеральный закон
N 137-ФЗ), предусматривающие, в частности, что налоговыми резидентами
признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не
менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Таким образом, при установлении
налогового статуса физического лица в данной статье Кодекса используется
критерий "фактического нахождения" в Российской Федерации.
Следовательно, любой выезд за пределы Российской Федерации, за исключением
выездов для лечения или обучения, предусмотренных в п. 2 ст. 207 Кодекса, не
учитывается при подсчете 183 дней пребывания в Российской Федерации. При этом
сам 12-месячный период не прерывается.
2. Пунктом 5 ст. 7 Федерального закона N
137-ФЗ установлено, что положения Кодекса в редакции данного Федерального
закона применяются к правоотношениям, возникшим после 31 декабря 2006 г.
Возникновение правоотношения по поводу
установления факта наличия или отсутствия у физического лица статуса налогового
резидента связано с обязанностью налогоплательщика (налогового агента) по
исчислению и уплате налога с полученных им доходов в соответствующем налоговом
периоде. Таким образом, предусмотренные в п. п. 2 и 3 ст. 207
Кодекса условия для признания физического лица налоговым резидентом применяются
при определении налоговых обязательств по налогу на доходы физических лиц в
отношении доходов, полученных после 31 декабря 2006 г. При этом в отношении
таких доходов может учитываться 12-месячный период, начавшийся в 2006 г.
3. Налоговый статус физического лица в
течение текущего налогового периода может изменяться с корректировкой
подлежащей уплате суммы налога.
Если удержание налога с выплачиваемого
физическому лицу дохода производится налоговым агентом, установление
соответствия физического лица понятию "налоговый резидент"
осуществляется налоговым агентом на дату выплаты дохода с окончательным
перерасчетом по итогам налогового периода, соответствующего непрерывному
12-месячному периоду.
Если по итогам
какого-либо налогового периода физическое лицо не будет являться налоговым
резидентом (например, в случае окончательного отъезда из Российской Федерации
до достижения 183 дней нахождения в Российской Федерации в данном календарном
году), а налог с доходов, выплаченных до отъезда, удерживался исходя из наличия
на каждую дату фактического получения дохода (с учетом предшествующего каждой
такой дате 12-месячного периода) статуса налогового резидента по ставке 13 процентов, сумма налога, подлежащего уплате,
должна быть пересчитана по ставке 30 процентов.
Критерии отнесения физических лиц к
резидентам того или иного договаривающегося государства, предусматриваемые в
соглашениях об избежании двойного налогообложения,
используются только для целей применения соответствующего соглашения.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
04.07.2007