Проблемная ситуация: Индивидуальный предприниматель
приобретает и ввозит на территорию РФ товары белорусского производителя. По
условиям договора в стоимость товара включаются затраты на доставку груза до
границы РФ, дальнейшая доставка по территории РФ осуществляется российскими
перевозчиками за счет индивидуального предпринимателя. Включается
ли в налоговую базу по НДС стоимость доставки по территории РФ, если в
соответствии с п. 4 ст. 160 НК РФ, в случае если в соответствии с международным
договором РФ отменены таможенный контроль и таможенное оформление ввозимых на
территорию РФ товаров, налоговая база определяется как сумма стоимости
приобретенных товаров, включая затраты на доставку указанных товаров до границы
РФ?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 июля 2007 г. N 03-07-13/1-14
В связи с письмом Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики сообщает, что согласно п. 11.3 Регламента Минфина
России, утвержденного Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н, обращения
организаций и индивидуальных предпринимателей по проведению экспертизы
договоров и оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Департаменте не
рассматриваются.
Одновременно сообщается, что порядок
взимания налога на добавленную стоимость в отношении белорусских товаров, ввозимых
на территорию Российской Федерации, установлен Соглашением между Правительством
Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания
косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании
услуг от 15.09.2004 (далее - Соглашение).
Так, согласно п. 2
разд. 1 "Порядок применения косвенных налогов при импорте товаров"
Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их
уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой
Беларусь (далее - Положение), являющегося неотъемлемой частью Соглашения,
налоговая база по налогу на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых
на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь,
определяется на дату принятия
на учет ввезенных товаров как сумма стоимости приобретенных товаров, включая
затраты на транспортировку и доставку данных товаров. При этом стоимостью
приобретенных товаров является цена сделки, фактически уплаченная или
подлежащая уплате поставщику за ввозимый товар.
Кроме того, при определении стоимости
приобретенных товаров в цену сделки включаются в том
числе расходы на транспортировку товаров (если такие расходы не были включены в
цену сделки).
Таким образом, стоимость услуг по
транспортировке белорусских товаров, ввозимых на территорию Российской
Федерации с территории Республики Беларусь, осуществляемых как по территории
Республики Беларусь, так и по территории Российской Федерации, включается
покупателем в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.
Необходимо также учитывать, что нормами
Соглашения и Положения включение в стоимость товаров, ввезенных на территорию
Российской Федерации с территории Республики Беларусь, сумм налога на
добавленную стоимость, уплаченных поставщикам услуг по транспортировке таких
товаров, не предусмотрено. В связи с этим суммы налога на добавленную
стоимость, уплаченные перевозчикам за услуги по перевозке вышеуказанных
товаров, в налоговую базу по ввезенным товарам не включаются.
Что касается п. 4
ст. 160 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс),
устанавливающего порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную
стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, в
случае отмены в соответствии с международными договорами Российской Федерации
таможенного контроля и таможенного оформления по таким товарам, то, поскольку
ст. 7 Кодекса установлен приоритет норм международных договоров Российской
Федерации над нормами Кодекса, положения
указанного пункта на операции по ввозу белорусских товаров на территорию
Российской Федерации не распространяются.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
05.07.2007