Проблемная ситуация: О порядке применения
Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков в
целях отбора налоговыми органами объектов для проведения выездных налоговых
проверок.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 31 июля 2007 г. N 06-1-04/505
Федеральная налоговая служба, рассмотрев
обращение, сообщает следующее.
Концепция системы
планирования выездных налоговых проверок утверждена Приказом ФНС России от
30.05.2007 N ММ-3-06/333@ в целях создания единой системы планирования выездных
налоговых проверок, повышения налоговой дисциплины и грамотности
налогоплательщиков, а также совершенствования организации работы налоговых
органов при реализации полномочий в отношениях, регулируемых законодательством
о налогах и сборах, предоставленных Налоговым кодексом Российской Федерации
(далее - Кодекс).
На интернет-сайте ФНС России 27.06.2007
опубликованы Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для
налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов
для проведения выездных налоговых проверок (далее - Критерии).
Законодательство о налогах и сборах
связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога с
прямо предусмотренными Кодексом объектами налогообложения - реализацией товаров
(работ, услуг), имуществом, прибылью, доходом, расходом или иными
обстоятельствами, имеющими стоимостную, количественную или физическую
характеристику, то есть с объективными экономическими основаниями.
Только документально подтвержденные факты
нарушений законодательства о налогах и сборах и иных имеющих значение
обстоятельств, выявленных в процессе налогового контроля, влекут за собой
привлечение к налоговой ответственности после рассмотрения материалов налоговой
проверки по предусмотренной законодательством процедуре (ст. 101 Кодекса) с
обязательным участием в данной процедуре налогоплательщика (его представителя).
Факт назначения и проведения выездной
налоговой проверки у конкретного лица, согласно законодательству о налогах и
сборах, не означает наличие виновно совершенного противоправного (в нарушение
законодательства о налогах и сборах) деяния (действия или бездействия)
налогоплательщика, за которое Кодексом установлена ответственность.
Соответствие деятельности
налогоплательщика Критериям не является основанием возникновения у
налогоплательщика неблагоприятных правовых последствий.
Подготовка и издание Критериев служит
целям эффективного построения системы отбора объектов для проведения выездных
налоговых проверок - основной и наиболее эффективной формы налогового контроля.
Налогоплательщик, соответствующий Критериям, с большой долей вероятности будет
включен в план выездных налоговых проверок.
Согласно Концепции планирование выездных
налоговых проверок - это открытый процесс, построенный на отборе
налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям
риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным.
Таким образом, в соответствии с
Концепцией планирование выездных налоговых проверок ведется на основе принципа
двухсторонней ответственности - налогоплательщиков и налоговых органов, при соблюдении которого первые стремятся к исполнению своих
налоговых обязательств, а вторые - к обоснованному отбору налогоплательщиков
для проведения выездных налоговых проверок.
Действительный
государственный советник РФ
3 класса
Т.В.ШЕВЦОВА
31.07.2007