Проблемная ситуация: Органы социальной защиты
населения субъектов РФ выступают ответчиками в судах общей юрисдикции по делам
о предоставлении социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию
радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний. Предоставление
такой поддержки является расходным обязательством РФ. Из средств
какого бюджета органы социальной защиты оплачивают государственную пошлину в
порядке исполнения судебных актов и при подаче апелляционных, кассационных,
надзорных жалоб?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 августа 2007 г. N 03-05-05-03/32
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и в пределах своей компетенции по
вопросу уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции, а
также к мировым судьям, в том числе при обращении с кассационными,
апелляционными и надзорными жалобами, сообщает.
В соответствии со
ст. 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации
и физические лица признаются плательщиками государственной пошлины в случае,
если они выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или
по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда
принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в
соответствии с гл. 25.3
"Государственная пошлина" Налогового кодекса.
Вместе с тем пп. 19 п. 1 ст. 333.36 гл. 25.3 "Государственная
пошлина" части второй Кодекса от уплаты государственной пошлины по делам,
рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями,
освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления и иные
органы, обращающиеся в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям в
случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных
интересов.
При применении данного положения Кодекса упомянутые органы освобождаются от уплаты
государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции, а также к
мировым судьям только в том случае, если они обращаются в защиту
государственных и общественных интересов в соответствии с федеральными законами
и выступают в качестве процессуальных истцов (заявителей) (Определение
Верховного Суда Российской Федерации от 01.03.2005 N КАС05-068).
При подаче
кассационных или апелляционных жалоб на не вступившие в законную силу решения
судов и надзорных жалоб на вступившие в законную силу судебные постановления
государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы в
вышеназванных случаях выступают в качестве ответчиков и соответственно должны уплачивать
государственную пошлину согласно пп. 4 и 9 п. 1 ст.
333.19 Кодекса.
В связи с
изложенным территориальные органы социальной защиты населения при обращении в
суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям в соответствии с федеральными
законами в защиту государственных и общественных интересов, как истцы, будут
освобождены от уплаты государственной пошлины. Однако при подаче кассационных, апелляционных и надзорных жалоб,
выступая ответчиками, должны уплачивать государственную пошлину на общих основаниях.
Учитывая нормы
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым судебные
расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят
судебный акт, взыскиваются судом с другой стороны в случаях, когда решения
судов принимаются не в пользу органов социальной защиты населения в субъектах
Российской Федерации, плательщиками государственной пошлины будут данные
территориальные органы социальной защиты населения. Расходы, связанные с уплатой государственной пошлины органами
социальной защиты населения при обращении в суды общей юрисдикции, а также к
мировым судьям, должны предусматриваться в смете доходов и расходов органов
социальной защиты населения, либо уплачиваться за счет внебюджетных средств.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
10.08.2007