Проблемная ситуация: Приказом Минтранса России от
08.11.2006 N 134 были введены формы электронного пассажирского билета и
багажной квитанции. Как будут подтверждаться в целях исчисления налога на
прибыль расходы работников, направляемых организацией в командировку, при
оформлении проезда с помощью электронного пассажирского билета? Учитывая, что
применяемая система электронного оформления билета не содержит цифровой подписи
и печати, какой документ будет служить основанием для подтверждения ставки НДС
18% или 0%? При оформлении электронного пассажирского билета через агентскую
сеть с применением ККТ на какую организацию
(авиаперевозчика либо агента) должна быть зарегистрирована ККТ?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 августа 2007 г. N 03-01-10/6-239
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по поставленным в письме
вопросам сообщает следующее.
В соответствии с положениями ст. 252
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях
налогообложения прибыли организаций расходами признаются обоснованные и
документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265
Кодекса, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под документально
подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами,
оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо
документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота,
применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены
соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими
произведенные расходы (в том числе приказом о командировке, проездными
документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены
для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Таким образом, если для поездки в
командировку был приобретен авиабилет, оформленный в бездокументарной форме, то
оправдательными документами для признания расходов в целях налогообложения
прибыли могут являться, по нашему мнению, распечатка электронного документа
(авиабилета) на бумажном носителе и посадочный талон.
В соответствии с пп.
1 п. 1 ст. 146 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость
признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории
Российской Федерации. При этом ставки налога на добавленную стоимость,
применяемые к таким операциям, установлены ст. 164 Кодекса.
Указанной ст. 164 Кодекса особенностей
налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении услуг по перевозке
пассажиров и багажа по территории Российской Федерации не предусмотрено.
Поэтому такие услуги на основании п. 3 данной статьи Кодекса подлежат
налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 18
процентов.
Что касается услуг
по перевозке пассажиров и багажа в международном сообщении, то согласно пп. 4 п. 1 ст. 164 Кодекса налогообложение налогом на
добавленную стоимость таких услуг производится по ставке в размере 0 процентов
при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа
расположены за пределами территории Российской Федерации, при оформлении
перевозок на основании единых международных перевозочных документов.
Перечень документов, подтверждающих
правомерность применения нулевой ставки налога в отношении указанных услуг,
установлен п. 6 ст. 165 Кодекса. Согласно положениям данного пункта
налогоплательщик должен представить в налоговые органы выписки банка,
подтверждающие поступление выручки за оказанные услуги, и реестр единых
международных перевозочных документов, определяющих маршрут перевозки с
указанием пунктов отправления и назначения.
Учитывая изложенное,
действующий порядок применения налога на добавленную стоимость не обязывает
налогоплательщиков, оказывающих услуги по перевозке пассажиров и багажа
воздушными судами, представлять в налоговые органы перевозочные документы, в
том числе в форме электронных пассажирских билетов.
Что касается
вопроса, на какую организацию должна быть зарегистрирована контрольно-кассовая
техника (авиаперевозчика либо агента) в случае оформления электронного
пассажирского билета через агентскую сеть с применением ККТ, то следует
руководствоваться положением п. 1 ст. 4 Федерального закона от 22.05.2003 N
54-ФЗ, в соответствии с которым контрольно-кассовая техника, применяемая
организациями, должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета
организации в качестве налогоплательщика.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
13.08.2007