Проблемная ситуация: Вправе ли было
ЗАО, осуществляющее санаторно-курортную деятельность, в 2005 г. воспользоваться
льготой по уплате земельного налога в г. Москве, установленной п. 4 ст. 12
Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (в редакции,
действующей до 01.01.2006), если частичное финансирование этой деятельности
осуществлялось за счет средств акционеров ЗАО, в том числе Фонда имущества
профсоюзов?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 сентября 2007 г. N 03-05-06-02/109
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения льготы по
земельному налогу и сообщает следующее.
До 2005 г. на территории г. Москвы
земельный налог устанавливался в соответствии с Законом Российской Федерации от
11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон).
Согласно ст. 1 Закона собственники земли,
землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагались ежегодным
земельным налогом. При этом основанием для установления земельного налога
являлся документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования
земельным участком (ст. 15 Закона).
Пунктом 4 ст. 12 Закона от уплаты
земельного налога были полностью освобождены учреждения искусства,
кинематографии, образования, здравоохранения, государственные и муниципальные
учреждения социального обслуживания, финансируемые за счет средств
соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов
(кроме курортных учреждений).
При применении вышеуказанной льготы
необходимо было учитывать прежде всего факт отнесения
организации к учреждению здравоохранения и ее финансирование за счет
определенных Законом источников.
Так, согласно правовой позиции
Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от
14.12.2004 N 447-О, медицинским учреждением признаются созданные в соответствии
с законодательством Российской Федерации юридические лица, имеющие лицензию на
осуществление медицинской деятельности, независимо от ведомственной
принадлежности и формы собственности.
В отношении определенных Законом
источников финансирования необходимо отметить, что в Законе отсутствует
указание на обязательность полного финансирования за счет средств
соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов.
В связи с этим, а также учитывая положения п. 7 ст. 3 Налогового
кодекса Российской Федерации, предусматривающие, что все неустранимые сомнения,
противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в
пользу налогоплательщика, полагаем, что организация до 2005 г. вправе была
воспользоваться налоговой льготой по земельному налогу, установленной п. 4 ст.
12 Закона.
Одновременно сообщаем, что с 1 января
2005 г. на территории г. Москвы земельный налог установлен Законом г. Москвы от
24.11.2004 N 74 "О земельном налоге" (далее - Закон N 74).
Пунктом 2 ст. 3.1
Закона N 74 от уплаты земельного налога освобождены учреждения образования,
здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и
спорта, финансируемые из федерального бюджета, бюджета города Москвы, а также
за счет средств профсоюзов, в отношении земельных участков, предоставленных для
оказания услуг в области образования, здравоохранения, культуры, социального
обеспечения, физической культуры и спорта.
Поскольку положения вышеуказанной нормы
Закона N 74 в отношении предоставления льготы по уплате земельного налога
учреждениям здравоохранения, финансируемым за счет средств профсоюзов,
аналогичны положениям п. 4 ст. 12 ранее действовавшего Закона, полагаем, что в
этом случае применение данной льготы также не зависит от способа финансирования
учреждения (полное или частичное финансирование).
Вместе с тем отмечаем, что на основании
п. 2 ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации письменные разъяснения по
вопросам применения законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и
сборах дают финансовые органы субъектов Российской Федерации.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
21.09.2007