Проблемная ситуация: О необходимости соблюдения судебного порядка взыскания сумм обязательных платежей
и санкций с бюджетных учреждений, в том числе налога на прибыль организаций,
начисленного по доходу, полученному бюджетным учреждением от сдачи в аренду
имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного ему в
оперативное управление.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 сентября 2007 г. N 03-02-07/2-162/2
Министерство
финансов Российской Федерации направляет для руководства и использования в
работе копию письма, подготовленного в связи с неоднократными обращениями с
просьбой отложить обеспечительные меры, применяемые ИФНС, а также взыскание
налога на прибыль организаций, начисленного за 2004 - 2005 гг. по доходу,
полученному от сдачи в аренду недвижимого имущества, находящегося в федеральной
собственности, до рассмотрения дела по существу и решения данного вопроса в установленном порядке, а также до разработки во
исполнение Поручения Правительства Российской Федерации от 08.06.2007 N
АЖ-П13-2770 механизма, обеспечивающего реализацию положений бюджетного
законодательства Российской Федерации и законодательства о налогах и сборах в
части налогообложения доходов, получаемых бюджетными учреждениями от сдачи в
аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного им в
оперативное управление.
Вместе с тем полагаем необходимым
обратить внимание на следующее.
Федеральным законом
от 27.07.2006 N 137-ФЗ внесены принципиальные изменения в часть первую
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в отношении
обеспечения исполнения организациями, которым открыты лицевые счета в органах
Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение
лицевых счетов), обязанности по уплате налогов, сборов, соответствующих пеней и
штрафов и взыскания с этих организаций указанных платежей. Такие меры в отношении организаций, которым открыты лицевые счета,
могут применяться только в судебном порядке.
Указанным Федеральным законом были
исключены из ст. 46 Кодекса положения о недопустимости обращения взыскания
налога с бюджетных счетов в банках (п. 5 ст. 46 Кодекса в редакции до
вступления в силу Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ).
Одновременно в ст. 45 (п. п. 2 и 8)
Кодекса внесены изменения, направленные на определение перечня оснований, при
наличии которых взыскание налогов, сборов, пеней и штрафов производится в
судебном порядке. Такой порядок взыскания указанных платежей является
исключением из общих правил взыскания этих платежей, установленных ст. ст. 46 -
48 Кодекса.
Поскольку в
отношении организаций, которым открыты лицевые счета, в силу п. 2 ст. 45
Кодекса взыскание налогов, сборов, пеней и штрафов может производиться только в
судебном порядке, руководители (заместители руководителей) налоговых органов не
вправе принимать решения о взыскании этих платежей с таких организаций в
порядке, установленном ст. ст. 46 и 47 Кодекса.
В случае неуплаты или неполной уплаты
налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов указанными организациями
налоговые органы вправе предъявлять в арбитражные суды иски о взыскании
недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения (пп.
14 п. 1 ст. 31 Кодекса).
В соответствии с п. 3 ст. 105 Кодекса
взыскание налоговых санкций с организаций, которым открыты лицевые счета, производится
в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, на
основании вступивших в законную силу решений судов.
Исполнение судебных
актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета
по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений осуществляется
в соответствии со ст. ст. 242.1 и 242.3 Бюджетного кодекса Российской
Федерации.
Согласно
разъяснению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данному
арбитражным судам в связи с возникшими в судебной практике вопросами,
касающимися рассмотрения арбитражными судами дел о взыскании сумм обязательных
платежей и санкций с бюджетных учреждений, а также дел о привлечении данных
организаций к административной ответственности (п. 1 Постановления от
17.05.2007 N 31), в судебном порядке осуществляется взыскание с бюджетных
учреждений задолженности по налогам,
сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения, поскольку применение к
данным организациям установленной ст. ст. 46 и 47 Кодекса внесудебной процедуры
взыскания по решению налогового органа исключено абз.
4 п. 2 ст. 45 Кодекса.
Кроме того, сообщается, что в
министерстве в настоящее время разрабатывается механизм, обеспечивающий
реализацию положений бюджетного законодательства Российской Федерации и
законодательства о налогах и сборах в части налогообложения доходов, получаемых
бюджетными учреждениями от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной
собственности и переданного им в оперативное управление. Впредь до разработки такого
механизма затруднено исполнение бюджетными учреждениями самостоятельно своей
обязанности по уплате налога на прибыль организаций по указанным доходам.
Налоговые органы, действуя в пределах
своей компетенции, должны исполнять обязанности, предусмотренные Кодексом и
иными федеральными законами (п. 3 ст. 30, п. п. 1 и 2 ст. 32 Кодекса).
Должностные лица налоговых органов обязаны действовать в строгом соответствии с
Кодексом и иными федеральными законами, а также реализовывать в пределах своей
компетенции права и обязанности налоговых органов (п. п. 1 и 2 ст. 33 Кодекса).
Просьба обеспечить доведение позиции
министерства по вышеуказанным вопросам до сведения территориальных налоговых
органов, а также принять меры, направленные на обеспечение соблюдения должностными
лицами налоговых органов норм Налогового кодекса Российской Федерации и иных
федеральных законов.
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ
27.09.2007