Проблемная ситуация: Считаем необходимым приостановить
действие Указа Президента РФ от 18.08.96 N 1212 "О мерах по повышению
собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и
безналичного денежного обращения", т.к. не понятен конкретный порядок
реализации ряда вопросов, затронутых в нем, в частности, п.п.4, 9, 10. Каково
состояние вопроса, связанного с несоответствием положений п.2 ст.855 ГК РФ и
Инструктивного письма Минфина РФ, ГНС РФ и ЦБ РФ от 22.08.96?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 февраля 1997 г. N 04-01-01
Министерство финансов Российской
Федерации в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации
рассмотрело Ваше письмо и сообщает следующее.
В целях
осуществления первоочередных мер, предусмотренных в п.п.4, 9, 10 Указа
Президента Российской Федерации от 18.08.96 N 1212 "О мерах по повышению
собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и
безналичного денежного обращения", Центральный банк Российской Федерации
разработал и направил на места соответствующие Указания письмом от 12.11.96 N
360.
Что касается
порядка очередности списания средств со счетов предприятий-недоимщиков, то он
изложен в Письме Госналогслужбы России, Минфина России и Банка России от
04.11.96 N ПВ-6-05/758, от 04.11.96 N 3-Б1-01, от 28.10.96 N 351
(зарегистрировано Минюстом России 05.11.96 N 1188) "О порядке перечисления
средств на счет недоимщика в соответствии с пунктами 1-4 Указа Президента
Российской Федерации от 18.08.96 N 1212 "О
мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и
упорядочению наличного и безналичного денежного обращения" и соответствует
совместному Письму Минфина России, Госналогслужбы России и Банка России от 22
августа 1996 г.
Совместное Письмо Минфина России,
Госналогслужбы России и Банка России от 22 августа 1996 г. N 76, ВГ-6-09/597,
318 не противоречит действующему налоговому законодательству и не устанавливает
новой нормы, а является по существу актом ведомственного толкования коллизий
налогового и гражданского законодательства.
В соответствии с п.5 Положения о порядке
государственной регистрации ведомственных нормативных актов, утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.92 N 305 "О
государственной регистрации ведомственных нормативных актов",
вышеуказанное совместное Письмо прошло правовой анализ соответствия его
законодательству Российской Федерации и государственную регистрацию в Минюсте
России.
Что касается Гражданского кодекса
Российской Федерации, то, по мнению Министерства юстиции Российской Федерации,
его положения не могут отменять нормы налогового и финансового законодательства
или пользоваться преимущественной юридической силой по сравнению с ними.
Гражданское законодательство регулирует гражданские правоотношения,
отличительным признаком которых является равенство сторон. К имущественным
отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной
стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным
отношениям, гражданское законодательство не применяется.
В настоящее время правовая коллизия,
вызванная несоответствием положений п.2 ст.855 Гражданского кодекса Российской
Федерации в ред. Федерального закона от 12 августа 1996 г. N 110-ФЗ и
Инструктивного письма Министерства финансов Российской Федерации и Центрального
банка Российской Федерации от 22 августа 1996 г., разрешается в судебном
порядке.
В связи с подачей
Минфином России заявления о принесении протеста в порядке судебного надзора на
Решение Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.96 о признании
вышеуказанного Инструктивного письма недействующим Верховный Суд Российской
Федерации Письмом от 26.12.96 N ГКПИ96-325-339 приостановил в соответствии со
ст.323 ГПК РСФСР исполнение названного Решения до окончания производства в
порядке надзора.
До окончания производства в порядке
надзора совместное Письмо Минфина России, Госналогслужбы России и Банка России
от 22 августа 1996 г. является действующим и им следует руководствоваться в
работе.
03.02.97 Руководитель Департамента
налоговых реформ
А.И.ИВАНЕЕВ