Проблемная ситуация: Являются ли взимаемые областным
комитетом гостехнадзора сборы за изготовление и
транспортировку выдаваемых регистрационных знаков, удостоверений
тракториста-машиниста, паспортов самоходных машин и другой полиграфической
продукции, которые поступают в областной бюджет, видом государственной пошлины?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 октября 2007 г. N 03-05-06-03/83
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу взимания областным
комитетом гостехнадзора сборов за изготовление и
транспортировку выдаваемых регистрационных знаков, удостоверений
тракториста-машиниста, паспортов самоходных машин и другой полиграфической
продукции, которые поступают в областной бюджет, и сообщает.
Согласно Постановлению
Правительства Российской Федерации от 15.05.1995 N 460 "О введении
паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской
Федерации" в целях упорядочения регистрации, учета, допуска к эксплуатации
и предотвращения фактов хищения на территории Российской Федерации тракторов,
прицепов и полуприцепов, самоходных дорожно-строительных и иных машин с 1
сентября 1995 г. введены паспорта на тракторы, прицепы и полуприцепы,
самоходные дорожно-строительные и иные машины,
кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации, а также
предусмотрено обеспечение предприятий-изготовителей бланками паспортов на
самоходные машины и другие виды техники соответствующими органами
государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин
и других видов техники.
Пунктом 6 Положения
о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других
видов техники в Российской Федерации, утвержденного Постановлением
Правительства Российской Федерации от 13.12.1993 N 1291 "О государственном
надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в
Российской Федерации", установлено, что органами государственного
технического надзора подлежат взиманию сборы в размерах, установленных органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Приказом Министерства сельского хозяйства
и продовольствия Российской Федерации от 16.07.1999 N 543 утвержден Перечень
сборов, взимаемых органами государственного надзора за техническим состоянием
самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 8
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что сбор
- это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата
которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов
государственными органами, органами местного самоуправления, иными
уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий,
включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
В соответствии с п. 2 ст. 333.16 Кодекса
государственные органы не вправе взимать иные, кроме государственной пошлины,
платежи за совершение тех юридически значимых действий, которые предусмотрены
гл. 25.3 "Государственная пошлина" Кодекса.
Подпунктами 29 - 40
п. 1 ст. 333.33 Кодекса предусмотрена уплата государственной пошлины за
государственную регистрацию транспортных средств и совершение иных
регистрационных действий, связанных с выдачей государственных регистрационных
знаков на транспортные, мототранспортные средства и
прицепы, паспорта транспортного средства, свидетельства о регистрации
транспортного средства и иных документов, необходимых для допуска
автомототранспорта и водителей к участию в дорожном движении.
Согласно Определению Конституционного Суда
Российской Федерации от 01.03.2007 N 326-О-П положения ст. ст. 8 и 333.16 и пп. 36 п. 1 ст. 333.33 Кодекса означают, что
государственная пошлина является единственным и достаточным платежом за
совершение государственным органом юридически значимых действий, к каковым
приравнена выдача документов, включая водительские удостоверения.
В Определениях
Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2006 (дело N 66-Г06-2 и дело N
72-Г06-1) указано на то, что размер платы, взимаемой органами государственного
надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники,
признать недействующим в той мере, в какой предусмотренные в нем действия могут
быть отнесены к иным регистрационным действиям, связанным с выдачей
государственных регистрационных знаков на транспортные средства и прицепы, паспорта транспортного средства, свидетельства о
регистрации транспортного средства, т.к. установление субъектом Российской
Федерации взимания региональных сборов за совершение регистрационных действий,
за совершение которых предусмотрена уплата государственной пошлины пп. 29 п. 1 ст. 333.33 Кодекса, является незаконным. После
введения в действие гл. 25.3 Кодекса субъект Российской Федерации утратил право
на определение размеров и взимание сборов за вышеуказанные действия.
Что касается иных
видов платежей (например, взимание сборов за проведение государственного
технического осмотра машин, за оценку технического состояния и определение
остаточного ресурса поднадзорных машин и оборудования по запросам владельцев,
государственных и других органов, за участие в комиссиях по рассмотрению
претензий владельцев поднадзорных машин и оборудования по поводу ненадлежащего
качества проданной или отремонтированной техники), то возможность их
установления региональными органами власти установлена Постановлением Правительства Российской
Федерации от 13.12.1993 N 1291. При этом данные платежи не являются
аналогичными предусмотренным Кодексом действиям, за которые уплачивается
государственная пошлина. Платежи за совершение данных действий являются
неналоговыми доходами региональных бюджетов, и их взимание не противоречит
Кодексу.
Таким образом,
государственная пошлина, будучи законно установленным сбором, является
единственным и достаточным платежом за совершение государственным органом юридически
значимых действий, связанных с государственной регистрацией транспортных
средств и совершением иных регистрационных действий, а также с выдачей иных
документов, необходимых для допуска автомототранспорта и водителей к участию в
дорожном движении.
Одновременно
сообщаем, что в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ
"О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской
Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" в пп. 29, 32, 36, 38 п. 1 ст. 333.33 Кодекса внесены
изменения, предусматривающие с 1 января 2008 г. снижение размера
государственной пошлины за выдачу государственных регистрационных знаков на мототранспортные средства, прицепы, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные
машины, и установление уплаты государственной пошлины за совершение действий,
связанных с выдачей удостоверения тракториста-машиниста (тракториста). Также
указанный пункт Кодекса дополнен пп. 39.1,
устанавливающим с 1 января 2008 г. уплату государственной пошлины за выдачу
учебным учреждениям свидетельств о соответствии требованиям оборудования и
оснащенности образовательного процесса для рассмотрения вопроса
соответствующими органами об аккредитации и за выдачу указанным учреждениям
лицензий на право подготовки трактористов и машинистов самоходных машин.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
25.10.2007