Проблемная ситуация: В настоящее время продолжается
практика взимания с предприятий промышленности пени за долги, возникшие в
результате задержек финансирования из бюджета. Если даже государство сумеет
погасить свою задолженность предприятиям в полном объеме, угроза банкротства
из-за колоссальных сумм штрафов остается для предприятий реальной. Возможны ли
амнистия всех пеней, начисленных на предприятия, и запрещение начисления пени в
условиях громадного долга государства перед этими предприятиями?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 февраля 1997 г. N 04-01-01
Министерство финансов Российской
Федерации в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации
рассмотрело Ваше письмо и сообщает следующее.
Серьезным шагом
помощи предприятиям, задолженность которых перед бюджетом была связана с
неплатежами, недостаточным бюджетным финансированием, введением "валютного
коридора" и другими объективными причинами, стал принятый Указ Президента
Российской Федерации N 65 от 19 января 1996 г. "О предоставлении
предприятиям и организациям отсрочки по уплате задолженности по налогам, пеням
и штрафам за нарушение налогового законодательства, образовавшейся до 1 января
1996 года", в соответствии
с которым предприятиям и организациям предоставлены отсрочки по уплате
задолженности по налогам, пеням и штрафам за нарушение налогового
законодательства, имеющейся на начало 1996 г. перед бюджетами всех уровней,
сроком на 5 лет.
Кроме того, 8 мая
1996 г. был принят Указ Президента Российской Федерации N 685 "Об основных
направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению
налоговой и платежной дисциплины", в соответствии с которым с 20 мая 1996
г. Государственной налоговой службой Российской Федерации не осуществляется
взимание пеней по задолженности по налогам перед федеральным бюджетом,
возникшей на этот момент у
предприятий и организаций. Пени, исчисленные на 20 мая 1996 г., фиксируются в
специальной отчетности в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации, и проценты на них не начисляются.
Одновременно вышеназванным Указом с 20
мая 1996 г. был снижен размер пени, взыскиваемой с налогоплательщика в случае
задержки уплаты налога, с 0,7 процента неуплаченной суммы налога за каждый день
просрочки платежа до 0,3 процента неуплаченной суммы налога за каждый день
просрочки платежа.
В настоящее время в
соответствии со ст.69 проекта Федерального закона Российской Федерации "О
федеральном бюджете на 1997 год", принятого Государственной Думой 24
января 1997 г., Правительству Российской Федерации в месячный срок со дня
вступления в силу названного Федерального закона, предусматривается разработать
и утвердить порядок и условия проведения реструктуризации финансовой
задолженности предприятий и организаций по платежам в федеральный бюджет,
имеющейся у них по состоянию на 1 января 1997 г.,
имея в виду предоставление в отдельных случаях указанным предприятиям и
организациям отсрочки по уплате задолженности, пеней и штрафов сроком на 10
лет. При этом для указанных предприятий и организаций может быть установлен
специальный режим осуществления текущих платежей в федеральный бюджет.
В целях реализации указанной нормы
Министерством финансов Российской Федерации проводится работа по подготовке
проектов Постановления Правительства Российской Федерации и порядка проведения
реструктуризации финансовой задолженности предприятий и организаций по платежам
в бюджеты, имеющейся у них по состоянию на 1 января 1997 г.
12.02.97 Руководитель Департамента
налоговых реформ
А.И.ИВАНЕЕВ